О периодичности проведения государственной кадастровой оценки; о нецелесообразности произведения расчета кадастровой стоимости земельных участков за счет изменения "базовой стоимости" (кадастровой стоимости, определенной ранее) путем проведения переоценки

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 июля 2010 г. N Д06-2154

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам государственной кадастровой оценки земель и сообщает следующее.

1. По вопросу периодичности проведения государственной кадастровой оценки сообщаем.

Необходимость отмены нижнего предела периодичности проведения государственной кадастровой оценки вызвана тем, что экономическая ситуация в субъекте Российской Федерации и в стране в целом динамично меняется, и кадастровая стоимость, определенная на конкретную дату, может значительно отличаться от текущей рыночной стоимости.

Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 30.06.2010 N 478 о внесении изменений в п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, внесенное Минэкономразвития России и отменяющее нижний предел периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель, что позволит проводить государственную кадастровую оценку земель чаще, чем раз в три года.

Аналогичная норма содержится в проекте федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), принятом 7 июля 2010 г. во втором чтении.

Относительно возможности "неконтролируемого роста кадастровой стоимости с целью увеличения платежей по земельному налогу в зависимости от необходимости покрытия дефицита регионального бюджета" отмечаем.

В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Росреестром и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики.

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и проверка результатов работ осуществляются Росреестром и его территориальными органами.

Перед внесением сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный реестр недвижимости Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам, представленным ему на утверждение.

В случае выявления несоответствия такие сведения в государственный кадастр недвижимости не вносятся и не передаются в фискальные органы в целях взимания земельного налога.

Таким образом, установленный порядок не позволяет органам власти субъектов Российской Федерации предпринимать меры, "направленные на увеличение на порядок кадастровой стоимости", вне зависимости от периодичности проведения работ по государственно-кадастровой оценке.

Дополнительно сообщаем, что законопроект дополнит существующую практику возможностью оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Важно отметить, что основанием пересмотра может быть не только ошибочность сведений об объекте недвижимости, использовавшихся при определении его кадастровой стоимости, но и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

2. Относительно предложения производить расчет кадастровой стоимости земельных участков за счет изменения "базовой стоимости" (кадастровой стоимости, определенной ранее) путем проведения переоценки отмечаем.

Указанное предложение представляется нецелесообразным ввиду того, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке значительная часть земельных участков претерпевает изменения, влияющие на их кадастровую стоимость (изменение вида разрешенного использования, категории земель, уточнение иных характеристик).

Кроме того, в случае допущения ошибок при определении "базовой" кадастровой стоимости и их невыявления они также не будут исправлены при проведении переоценки.

Предложенный подход не позволит учесть изменение рыночных факторов, влияющих на результаты государственной кадастровой оценки, что противоречит природе кадастровой стоимости.

Директор Департамента

корпоративного управления

И. В.ОСКОЛКОВ

09.07.2010