В соответствии с условиями договора аренды судна с экипажем на российскую организацию - арендатора была возложена обязанность по проведению капитального и текущего ремонта за свой счет. Правомерно ли организация-арендатор учла затраты на данные виды ремонта в качестве расходов на ремонт основных средств в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: В силу ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
Как установлено п. 1 ст. 260 НК РФ, расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Из п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, следует, что суда относятся к основным средствам для целей данного Положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 632 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Статьей 634 ГК РФ установлено, что арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.
Как следует из анализа данной нормы, она носит императивный характер.
На основании п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Учитывая изложенное, положение договора, согласно которому обязанность по проведению текущего и капитального ремонта транспортного средства возложена на арендатора, а не на арендодателя, не соответствует закону.
Судебная практика рассматривает вопрос о возможности учета арендатором затрат на проведение текущего и капитального ремонта арендованного транспортного средства с экипажем не в пользу арендатора.
По мнению суда, указанные затраты не могут быть включены в состав расходов арендатора, учитываемых для целей налогообложения (см., например, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2010 N А60-62576/2009-С10).
Следовательно, в случае учета арендатором затрат на текущий и капитальный ремонт арендованного транспортного средства с экипажем при определении налогооблагаемой прибыли организации-арендатору следует быть готовой к судебному спору с налоговым органом, возможность выигрыша которого представляется маловероятной.
А. П.Чопяк
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
08.07.2010