В ходе проверки по вопросам полноты оприходования в кассу наличных денежных средств выявлено, что в кассу ООО не оприходована наличная денежная выручка за 11.11.2009 в сумме 1000 руб., за 15.12.2009 - в сумме 15 000 руб. По результатам проверки вынесено постановление от 03.04.2010 о привлечении организации к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 40 000 руб. По мнению организации, которая обжаловала постановление в арбитражный суд, оно вынесено с пропуском срока давности. Как правильно исчислить срок давности для административного правонарушения, выразившегося в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности?

Ответ: Статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в частности за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности. За такое правонарушение установлен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (для должностных лиц) и от 40 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца, а за нарушение отдельных нормативных актов РФ - один год со дня совершения правонарушения (для длящихся административных правонарушений сроки начинают исчисляться со дня их обнаружения). Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности не относится к правонарушениям, в отношении которых применяется годичный срок для привлечения к административной ответственности. То есть срок давности по рассматриваемому правонарушению составляет два месяца.

Для определения момента, с которого должен исчисляться указанный срок, необходимо определить, является ли неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности длящимся правонарушением. Длящимся правонарушением является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, предусмотренных законом (абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В настоящее время действует Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18) (далее - Порядок). В соответствии с ним прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (п. п. 13, 22, 24 Порядка).

Таким образом, организации, в соответствии с Порядком, обязаны совершать операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформлять приходные кассовые ордера на поступившие наличные денежные средства в кассу и вносить в тот же день в кассовую книгу записи о поступивших денежных средствах). Поскольку действующим нормативным актом предусмотрено ежедневное оприходование наличных денег в кассу, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности не является длящимся правонарушением. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 10196/05, моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в виде неоприходования в кассу денежной выручки является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности по оприходованию выручки к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением.

Следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (абз. 4 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). То есть срок давности для данного правонарушения исчисляется со дня неоприходования (неполного оприходования) наличных денег. Эта позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 10196/05. В нем сделан вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное ООО административное правонарушение начинает исчисляться с 30.09.2003, когда общество получило денежную выручку, не отраженную в журнале кассира-операциониста, не оприходованную в кассу предприятия и не отраженную на счетах бухгалтерского учета.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в частности за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности (ст. 15.1 КоАП РФ), составляет два месяца. Этот срок исчисляется со дня неоприходования (неполного оприходования) в кассу наличных денег.

Следует учитывать, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, служащим основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В связи с этим, если двухмесячный срок со дня неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу истек, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности неправомерно.

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

08.07.2010