Транспортная организация занимается международными перевозками. В каком порядке облагается налогом прибыль, получаемая от данного вида перевозок? Как зависят налоговые обязательства от местонахождения пункта назначения и пункта отправления?

Ответ: В целях налогообложения прибыли под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется только между пунктами, находящимися за пределами РФ (пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ).

Если же российская транспортная организация забирает груз за рубежом и доставляет его не на территорию РФ, то такая перевозка не признается международной, хотя и внутренней ее назвать трудно. Можно охарактеризовать такие отношения как связанные с перевозкой грузов за пределами территории РФ. Доходы, получаемые российским перевозчиком за рубежом, подпадают под понятие выручки от предпринимательской деятельности, осуществляемой в другом государстве.

В обеих ситуациях приоритет нужно отдавать соглашениям об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, данные документы имеют приоритет перед актами отечественного налогового законодательства (ст. 7 НК РФ). Для примера возьмем проект Типового соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84 как исходный базис для заключения международных соглашений.

Согласно ст. 8 данного Типового соглашения прибыль от международных перевозок подлежит налогообложению только в том государстве, в котором расположено фактическое место управления транспортным предприятием. Если место фактического управления не расположено ни в одном из государств, такая прибыль подлежит налогообложению только в той стране, резидентом которой является это предприятие. Если подобные нормы есть в международном соглашении, которое применяется участниками международных перевозок, то налог с прибыли от перевозок уплачивается российской компанией в бюджет РФ. Иностранный партнер не вправе удерживать с них налог в пользу своего государства.

Обратимся ко второй ситуации, когда пункты отправления и назначения российского перевозчика находятся за рубежом (вне территории РФ). Тогда прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет деятельность в другой стране через находящееся там постоянное представительство. Проще говоря, если российский перевозчик не имеет представительства за рубежом, то полученные им доходы облагаются налогом на прибыль в РФ. Вывод можно распространить как на перевозки, в которых пункт отправления и назначения находится за пределами РФ, так и на оказание транспортно-экспедиционных услуг за рубежом. Если же транспортное предприятие занимается предпринимательской деятельностью через постоянное представительство в другом государстве, то прибыль этого предприятия может облагаться налогом в этой стране, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Для целей налогообложения постоянным представительством считаются: место управления, отделение, контора, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов. Кроме этого, к постоянному представительству приводит оказание услуг на территории другого государства в течение периода, превышающего в совокупности 183 дня в любом 12-месячном периоде. Данные услуги оказываются в рамках одного проекта или связанных проектов одним или несколькими физическими лицами, которые присутствуют и оказывают такие услуги в другом государстве как работники постоянного представительства.

С. В.Булаев

Консалтинговая группа "Аюдар"

07.07.2010