Имеет ли право организация-"упрощенец" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" учитывать в расходах в целях применения УСН затраты на рекламу в сети Интернет и по электронной почте в полном объеме?

Ответ: Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", учитывает расходы согласно ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. В данном перечне расходов предусмотрены расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Что такое реклама, определено в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Но для целей налогообложения не всякая информация, распространенная любым способом неопределенному кругу лиц, будет учитываться в расходах в качестве рекламы. Какие же требования установлены налоговым законодательством для рекламных расходов "упрощенцев"?

Расходы на рекламу должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть должны быть обоснованны и документально подтверждены. Кроме этого, данный вид расходов принимается в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы принимаются с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В п. 4 ст. 264 НК РФ пояснено, какие расходы относятся к рекламным:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Из вышеприведенных норм законодательства можно сделать следующие выводы:

1) "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" могут учитывать при расчете налоговой базы расходы на рекламу;

2) расходы признаются рекламными в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ, то есть информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования;

3) рекламные расходы должны соответствовать критериям ст. 252 НК РФ;

4) определенные виды рекламных расходов учитываются в полном объеме, а отдельные рекламные расходы нормируются.

Исходя из данных положений расходы, связанные с размещением информации о деятельности организации (организационно-правовая форма, наименование, место нахождения, режим работы, перечень выполняемых работ, услуг и т. п.) в базе данных телефонной справочно-сервисной службы, поисковых порталах и электронной почте, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в полном объеме. Такие разъяснения приводятся и в Письме Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63.

При этом финансисты напоминают, что, поскольку п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу отнесены в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети, расходы налогоплательщиков, связанные с размещением в сети Интернет рекламной информации о реализуемой продукции, могут быть учтены при определении налоговой базы при УСН в размере фактически уплаченных сумм (Письмо Минфина России от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48).

Е. П.Зобова

Консалтинговая группа "Аюдар"

07.07.2010