Фирменное наименование

(Ивачев И.)

("ЭЖ-Юрист", 2005, N 2)

Текст документа

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

И. ИВАЧЕВ

Игорь Ивачев, ведущий юрист аудиторско-консультационной группы "АРНИ".

В условиях развития рыночной экономики фирменное наименование является основным и без преувеличения важнейшим способом индивидуализации юридического лица. В интересах всех участников гражданского оборота юридическое лицо не только вправе, но и обязано использовать фирменное наименование для своей индивидуализации. Однако недостаточный уровень правового регулирования данной конструкции порождает множество вопросов, связанных с практическим ее применением.

Общие положения гражданского законодательства РФ о фирменном наименовании установлены рядом статей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положением о фирме, утвержденном Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 года (далее - Положение; применяется в части, не противоречащей ГК РФ), а также федеральными законами, регламентирующими порядок организации и функционирования отдельных юридических лиц.

Базовым положением действующего законодательства следует считать пункт 4 статьи 54 ГК РФ, которым установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных документах и регистрируется путем включения в Государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации самого юридического лица.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда (далее - ФАС) Московского округа от 25 января 2001 года по делу N КА-А40/6520-00 было определено, что "только правообладатель вправе использовать фирменное наименование на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным не запрещенным законом способом". В Постановлении ФАС Московского округа от 26 сентября 2001 года по делу N КГ-А40/5255-01 было указано, что "...в силу п. 8 Положения о фирме от 22.06.27 право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах...".

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Это правило также подтверждается судебно-арбитражной практикой, например Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 5 января 1999 года по делу N А29-2159/98, а также Постановлением Президиума ВАС России от 28 октября 2003 года N 6993/03, в котором говорится о том, что "...основным нарушением права на фирменное наименование является непосредственное использование его как средства индивидуализации юридического лица".

В отличие от пункта 10 Положения, устанавливающего, что право на фирму возникает независимо от регистрации предприятия с момента, когда фактически началось пользование фирмой, нынешнее гражданское законодательство фактически связывает возникновение права на фирменное наименование с регистрацией самого юридического лица.

Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за исключением, например, слов "Россия" или "Российская Федерация", использование которых производится в особом порядке.

Весьма примечательным является то, что в соответствии со статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Данная информация не является рекламой (пункт 18 информационного письма ВАС РФ от 25 декабря 1998 года N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"). Такая позиция ВАС РФ - логическое осмысление пункта 9 Положения о фирме, которое устанавливало, что каждое заведение предприятия, открытое для доступа публики (магазин, контора и т. п.), должно иметь на видном месте надпись с обозначением полного фирменного наименования.

По мнению одного из крупных российских специалистов в области авторского права А. П. Сергеева, фирмой чаще всего называется то наименование, которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.

Таким образом, фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в коммерческом обороте.

Фирменным наименованием могут обладать только юридические лица, поскольку индивидуальный предприниматель индивидуализируется фамилией, именем, отчеством. Специальные нормы права в отношении фирменного наименования юридического лица предусмотрены в статьях ГК РФ, регулирующих образование отдельных юридических лиц (например, пункт 4 статьи 82 ГК РФ), а также в ряде законов, регламентирующих создание и деятельность, например, инвестиционных фондов (статья 2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ содержит следующее определение: "Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд").

Фирменное наименование состоит из основной части (корпуса фирмы) и вспомогательной (добавления). Вспомогательная часть состоит из обязательного и факультативного элемента.

Принципы и требования

Основные принципы фирмы сформулированы на основе Положения:

Принципы фирмы:

- принцип истинности (фирменное наименование должно включать истинные сведения, например точную организационно-правовую форму и указание на профиль деятельности компании; в фирменном наименовании не должно содержаться слов, способных ввести в заблуждение третьих лиц);

- принцип исключительности (фирменное наименование должно быть новым и отличным от других), который при всей его видимой простоте является наиболее сложным в плане практической реализации;

- принцип постоянства фирмы (т. е. неизменность фирменного наименования при изменении владельца предприятия).

Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две основные составляющие: сведения об организационно-правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных актах (в частности, для определенных видов организаций требуется указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа.

Действующая судебная практика позволяет нам сформулировать следующие выводы:

- указание на организационно-правовую форму обязательно входит в фирменное наименование. В качестве примера здесь можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2002 года N 4193/01, в котором подчеркнуто, что в структуру фирменного наименования включается наименование организационно-правовой формы, а также Постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2000 года по делу N Ф09-1858/99-ГК, в котором фирменные наименования истца и ответчика отличались различной организационно-правовой формой, в результате чего суд обоснованно сделал вывод об отсутствии сходства в фирменных наименованиях сторон до степени смешения, т. к. фирменные наименования тождественными не являются;

- фирменное наименование включает тип акционерного общества. В фирменное наименование включаются не только наименование организационно-правовой формы, но и указание на тип акционерного общества, что подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 февраля 1999 года N 7570/98, а также Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 1999 года по делу N А56-17857/99, в котором говорится о том, что "фирменные наименования ответчика и первого истца обладают значительными отличительными признаками. Так, истец является акционерным обществом открытого типа, а ответчик - закрытого";

- полное фирменное наименование не должно содержать каких-либо сокращений (Постановление ФАС Поволжского округа от 24 июля 2001 года по делу N А 06-200у-4к/2001).

Неуловимые двойники

В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности на территории России у предприятий могут возникать проблемы, связанные с использованием схожих фирменных наименований, поскольку в течение длительного времени в России действовала такая система регистрации юридических лиц, которая привела к появлению значительного числа юридических лиц со сходными фирменными наименованиями в разных регионах страны. При этом реестры регистрирующих органов были разобщены и ограничивались информацией исключительно о юридических лицах, зарегистрированных в одном субъекте Российской Федерации. Принятый позднее Федеральный закон от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц" практически исключил возможность отказа в государственной регистрации юридических лиц с уже существующим фирменным наименованием, что также не способствовало улучшению ситуации.

Но даже при значительном сходстве фирменных наименований у заинтересованного лица есть возможности для защиты. Суд откажет в удовлетворении исковых требований, поскольку фирменные наименования истца и ответчика обладают отличительным признаком (такие слова, как "плюс" и т. п.), который позволяет их индивидуализировать и исключает их смешение в хозяйственном обороте в целях недобросовестной конкуренции (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2001 года по делу N А05-452/01-4/17).

В целях защиты оригинального фирменного наименования российские организации, избегая возможного возникновения споров, включают часть фирменного наименования (слово) в товарный знак, повышая тем самым уровень защиты. Этот вариант действий основан на том, что в России законодательно исключена возможность регистрации известных фирменных наименований другими лицами. Это основывается на статье 7 Закона РФ от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", которая определяет, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения охраняемому в РФ фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в РФ возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Исключительное право на товарный знак действует на всей территории Российской Федерации, что позволяет в определенной степени решить проблему защиты фирменного наименования.

Таким образом, в настоящее время необходимо констатировать, что предусмотренная законодательством защита прав обладателя фирменного наименования по сути представляет собой лишь декларацию, не будучи подкреплена возможностью ее практической реализации. Для надежной защиты фирменного наименования по-прежнему целесообразно рекомендовать воспользоваться институтом товарного знака.

Название документа