Организация является поставщиком медицинского расходного материала по государственному контракту (заказчик - государственное бюджетное учреждение). Срок поставки по контракту - 6 месяцев, но по заявке заказчика, которую необходимо удовлетворить в течение 2 рабочих дней. Сумма контракта - 25 500 000 руб. Через 2 дня после заключения контракта организация получила заявку на 10 000 000 руб. Удовлетворила через 2 дня на сумму 2 000 000 руб. Через 6 дней после поставки учреждение прислало организации уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке, хотя в этот же день она произвела поставку еще на 3 500 000 руб., но товар не приняли, объяснив это тем, что контракт расторгнут. Правомерны ли действия государственного заказчика?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Согласно ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В силу ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

В силу п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Согласно ст. 521 ГК РФ установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

Исходя из рассматриваемого случая организация-поставщик недопоставила товар в срок, указанный в контракте (2 дня).

Однако согласно ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Из вышеперечисленных норм следует, что государственный заказчик должен был обратиться к организации-поставщику с предложением о досрочном расторжении контракта или обратиться в суд.

В рассматриваемом случае организация-поставщик получила уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Таким образом, действия государственного заказчика следует признать неправомерными.

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ организация-поставщик имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.

Таким образом, организация-поставщик вправе обжаловать действия госзаказчика в судебном порядке.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.07.2010