Российская организация закупает алкогольную продукцию импортного производства у различных иностранных, в частности немецких, поставщиков. Для этих целей организация заключила с немецкой компанией, не являющейся резидентом РФ, договор на представление интересов российской организации за пределами Российской Федерации. В рамках этого договора немецкая компания оказывает следующие услуги: проводит переговоры с производителями и поставщиками; при необходимости проводит рекламные мероприятия по дегустации продукции; осуществляет проверку сертификатов качества и подготовку комплектов для проведения российской сертификации; осуществляет перевод документов; готовит тексты этикеток на продукцию и согласовывает их с поставщиком; координирует процесс отгрузки и транспортировки товаров; другие услуги, связанные с организацией поставок иностранной продукции в Россию. Должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при выплате вознаграждения немецкой фирме за оказание маркетинговых услуг?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В целях исчисления НДС место реализации работ (услуг) определяется на основании положений ст. 148 НК РФ.

Согласно положениям ст. 148 НК РФ место реализации работ (услуг) в зависимости от их вида может определяться:

- по месту нахождения имущества, в отношении которого работы (услуги) выполняются (оказываются) (пп. 1, 2 п. 1 ст. 148 НК РФ);

- по месту выполнения (оказания) работ (услуг) (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ);

- по месту нахождения покупателя этих работ (услуг) (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ);

- по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает) (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Причем в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ в части оказания услуг, не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 этой статьи, местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).

В Письме Минфина России от 15.11.2004 N 03-04-08/125 рассматривается ситуация, когда иностранная компания оказывает российской организации, занимающейся экспортом, услуги по представлению ее интересов за рубежом.

В данном случае, прежде всего, следует определить, относятся ли услуги, которые перечислены в вопросе, к маркетинговым для целей применения абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ или к прочим (т. е. не перечисленным в пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) услугам, о которых речь идет в пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Согласно Письму ФНС России от 21.07.2006 N 03-4-03/1379@ маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта.

Исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур:

определение размера и характера рынка;

расчет реальной и потенциальной емкости рынка;

анализ факторов, влияющих на развитие рынка;

учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;

определение степени насыщенности рынка и т. д.;

сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т. п.;

исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;

наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т. д.;

анализ внешних факторов развития рынка.

Также при отнесении услуг к маркетинговым Минфин России в своих разъяснениях, изложенных в Письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118, рекомендует руководствоваться разъяснением ФНС России, согласованным с Минфином России и доведенным до налоговых органов Письмом от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@. Так, в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора на оказание услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" ОКВЭД.

Таким образом, указанные в вопросе услуги, по нашему мнению, нельзя квалифицировать как маркетинговые для целей применения абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Исходя из разъяснений, изложенных в Письме Минфина России от 15.11.2004 N 03-04-08/125, Минфин России относит подобные услуги по представлению интересов организации к прочим (т. е. не перечисленным в пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ услугам), к которым применяется пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Поскольку в данном случае исполнителем услуг российская организация не является, местом их реализации территория Российской Федерации не является, стоимость услуг не облагается НДС на территории Российской Федерации, следовательно, российская организация, выплачивающая немецкой компании вознаграждение за их оказание, налоговым агентом по НДС являться не будет.

В. И.Суколенова

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

07.07.2010