Опубликованным в ноябре 2013 г. постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013, устанавливающие более низкую кадастровую стоимость принадлежащего организации земельного участка. В постановлении указано, что оно вступает в силу с 01.01.2014. Вправе ли организация рассчитать налоговую базу по земельному налогу за 2013 г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с новыми результатами государственной кадастровой оценки земель, утвержденными вышеуказанным постановлением по состоянию на 01.01.2013?

Ответ: Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель, устанавливающие более низкую кадастровую стоимость принадлежащего организации земельного участка, утверждены постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по состоянию на 01.01.2013, организация в рассматриваемой ситуации вправе применить эти результаты для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2013 г. на основании п. 4 ст. 5 Налогового кодекса РФ, несмотря на то что в постановлении указано, что оно вступает в силу с 01.01.2014.

Однако обращаем внимание на то, что в настоящее время в судебной практике отсутствует единый подход относительно того, можно ли содержащееся в нормативном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации условие о том, что новые результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются им по состоянию на 1 января прошлого года, расценивать в качестве указания на придание такому акту обратной силы в той части, в которой он улучшает положение налогоплательщика.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316).

При этом, как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Пунктом 4 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Как указал Конституционный Суд РФ в абз. 5 п. 4 Постановления от 24.10.1996 N 17-П, Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги.

Учитывая, что в силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, полагаем, что содержащееся в нормативном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации условие о том, что новые результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются по состоянию на 1 января прошлого года, следует понимать как указание на придание такому акту обратной силы в той части, в которой он улучшает положение налогоплательщика.

При этом, как следует из Писем Минфина России от 19.12.2012 N 03-05-05-02/123, от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 N 03-05-05-02/110, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/97, от 28.03.2012 N 03-05-04-02/27, а также Письма Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-02/20, направленного в инспекции Письмом ФНС России от 23.03.2011 N ЗН-4-11/4544@ "О земельном налоге", государственные органы, взимающие налоги, разделяют аналогичный подход.

В частности, в Письме Минфина России от 19.12.2012 N 03-05-05-02/123 прямо указано, что при утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель, устанавливающие более низкую кадастровую стоимость земельного участка, утверждены постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по состоянию на 01.01.2013, налогоплательщик вправе применить эти результаты для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2013 г. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ, несмотря на то что в постановлении указано, что оно вступает в силу с 01.01.2014.

Имеется судебная практика, подтверждающая правильность такой позиции, в том числе, например, Постановления ФАС Московского округа от 18.11.2013 по делу N А41-14050/13, от 25.10.2013 по делу N А41-7643/13, от 21.10.2013 по делу N А41-7641/13, от 21.10.2013 по делу N А41-7640/13 и др.

В то же время нельзя не отметить, что по данному вопросу существует и отрицательная для налогоплательщиков судебная практика, в частности, например, Постановления ФАС Уральского округа от 11.10.2013 по делу N А60-5860/2013, от 26.09.2013 по делу N А60-6842/2013 и др.

По нашему мнению, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель, устанавливающие более низкую кадастровую стоимость принадлежащего организации земельного участка, утверждены постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по состоянию на 01.01.2013, организация в рассматриваемой ситуации вправе применить эти результаты для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2013 г. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ, несмотря на то что в постановлении указано, что оно вступает в силу с 01.01.2014.

Р. П.Лыпарь

Юридическая компания "Резолекс"

Материал предоставлен при содействии

ООО "Консультант Норд"

Регионального информационного центра

Сети КонсультантПлюс

23.01.2014