Организация, являясь налоговым агентом, в целях исчисления и уплаты НДФЛ представила в налоговый орган справку о численности и заработной плате работников. Налоговый орган на основании представленной справки, объяснений налогового агента, а также анализа полноты перечисления в бюджет денежных средств провел камеральную проверку. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Пунктом 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Из содержания п. 1 ст. 24 НК РФ следует, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, организация в отношении своих работников является налоговым агентом и должна в общеустановленном порядке исполнить обязанности налогового агента, а именно исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ с доходов своих работников.

Пунктом 1 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" утверждена форма N 1-НДФЛ (налоговая карточка по учету доходов и НДФЛ). В последующем форма N 1-НДФЛ Минфином России не изменялась (новая форма не утверждалась). Поэтому организации могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы N 1-НДФЛ, утвержденной указанным Приказом (см. Письмо Минфина России от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6).

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" утверждена форма N 2-НДФЛ (справка о доходах физического лица).

В то же время п. 1 ст. 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками, указанными в ст. ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с п. 2 названной статьи камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.07.2009 по делу N А21-9761/2008 указал, что камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, который осуществляет налоговый орган. Ее проведение обусловлено прежде всего представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и соответствующих документов (в случае если это прямо установлено НК РФ). Статья 88 НК РФ не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 26.06.2007 N 2662/07 по делу N А19-5641/06-10 сделал вывод, что особенностью камеральной налоговой проверки как одной из форм налогового контроля, предусмотренных ст. 82 НК РФ, является то, что ее осуществление возможно в установленный абз. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячный срок, исчисляемый со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07 по делу N А19-5644/06-31.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу N А82-11768/2007-20 изложен вывод о том, что необходимым условием для проведения камеральной налоговой проверки является представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Таким образом, основанием для проведения камеральной проверки является в первую очередь предоставление налоговой декларации. Более того, ст. 88 НК РФ, как и НК РФ в целом, не предусмотрено проведение камеральных проверок на основании справок о численности и заработной плате работников.

Из изложенного следует, что налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку на основании представленной справки, объяснений налогового агента, а также анализа полноты перечисления в бюджет денежных средств.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

07.07.2010