Организация продает автомобили скорой медицинской помощи. Входят ли указанные автомобили в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники? Подлежат ли операции по реализации автомобилей скорой медицинской помощи налогообложению НДС?

Ответ: Из содержания п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщиками НДС признаются в том числе организации.

Объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, продажа товаров является реализацией по смыслу ст. 39 НК РФ и подлежит налогообложению НДС.

Вместе с тем в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ приведен перечень медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации которых не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).

Пунктом 17 названного Перечня установлено, что освобождается от налогообложения НДС реализация оборудования санитарно-гигиенического, средств перемещения и перевозки (код ОКП 94 5100).

В примечании N 2 к Перечню указано, что принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в данном Перечне медицинской технике подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в данном Перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.

Из Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) следует, что под средствами перемещения и перевозки понимаются носилки, тележки и др.

Вместе с тем в указанном классификаторе автомобили скорой помощи поименованы как автобусы санитарные с кодом ОКП 45 1785.

При этом следует учитывать позицию ФАС Волго-Вятского округа, выраженную в Постановлении от 24.09.2009 по делу N А43-30949/2008-37-1347, согласно которой присвоение автомобилям скорой медицинской помощи одновременно нескольких кодов ОКП, в том числе кода ОКП 94 5100, относящихся к разным классам, подклассам, группам, подгруппам, видам, невозможно.

Следовательно, транспортные средства категории "автомобиль скорой медицинской помощи" классифицируются по коду ОКП 45 1785.

Данный вывод подтверждается в Письме ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/349@.

ФАС Волго-Вятского округа в названном Постановлении указал, что реализация автомобилей скорой медицинской помощи не может освобождаться от налогообложения НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и подлежит налогообложению в силу п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18%.

Аналогичное мнение высказал Минфин России в Письме от 02.06.2008 N 03-07-07/65 (с отнесением автомобилей скорой помощи к автомобилям для медицинской помощи с кодом 451485).

Однако следует учитывать, что ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.04.2006 по делу N А72-14173/05-6/782 пришел к противоположному выводу и указал, что автомобили скорой помощи, согласно Перечню, являются жизненно необходимой медицинской техникой и в силу пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ их реализация не подлежит налогообложению.

Аналогичный вывод изложен также в Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.06.2006 по делу N А72-651/06-16/38, при этом суд указал, что в результате сертификации Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития автомобилей скорой помощи налогоплательщику выдано регистрационное удостоверение, в котором автомобилям скорой помощи присвоен код ОКП 94 5100.

Таким образом, следует вывод, что реализация автомобилей скорой медицинской помощи не входит в Перечень.

В случае если организация решит не облагать НДС реализацию автомобилей скорой медицинской помощи, свою точку зрения ей придется отстаивать в суде.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

07.07.2010