Доказывание авторства в гражданском судопроизводстве

(Клюев М. А.) ("Юрист", 2005, N 1) Текст документа

ДОКАЗЫВАНИЕ АВТОРСТВА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

М. А. КЛЮЕВ

Клюев М. А., кафедра гражданского процесса УрГЮА.

Доказывание авторства - краеугольный камень судебного разбирательства по делам о защите авторских прав. С одной стороны, авторство является одним из наиболее сложных для доказывания обстоятельств, с другой - данный факт входит в предмет доказывания по большинству споров, возникающих в сфере авторского права. По общему правилу каждая сторона должна доказать факты, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ). Авторство входит в предмет доказывания как базовый правопорождающий юридический факт. Именно автор произведения получает права на него в полном объеме, поэтому доказывание факта авторства (обладания первоначальными правами на произведение) является обязательным элементом исков о защите личных неимущественных и исключительных имущественных прав автора. Во многих случаях для достоверного установления обладателя прав необходимо проследить всю цепочку перехода производных прав вплоть до автора, т. е. на определении авторства основывается вывод о легитимности дальнейшей передачи имущественных прав на произведение. Доказывание авторства сопряжено с рядом сложностей, обусловленных материально-правовыми особенностями регулирования данных правоотношений. Принципиальным положением российского законодательства является возникновение авторского права в силу создания произведения без необходимости выполнения каких-либо формальностей (регистрации, депонирования и т. п.). Определение авторства основано на установлении факта создания произведения конкретным лицом или группой лиц. Создание произведения представляет собой процесс творческого воплощения замысла автора в какую-либо материальную форму. Во многих случаях данный процесс юридически никак не фиксируется, и доказательства, при помощи которых суд может установить факт создания произведения конкретным лицом (авторства), не имеют формализованного характера (у автора отсутствует какой-либо правоустанавливающий документ). Также следует учитывать, что возможные доказательства данного факта почти всегда имеют косвенный характер. Поэтому достоверный вывод может быть сделан только на основе их комплексной оценки. Для доказывания факта авторства могут использоваться следующие средства <*>: -------------------------------- <*> См. также: Решетникова И. В. Курс доказательственного права в гражданском судопроизводстве. М., 2000. С. 217; Хаметов Р. Предмет доказывания по делам о нарушениях авторских прав // Хозяйство и право. 1997. N 9, 10.

1. Письменные доказательства: авторский договор, внутренняя документация предприятия, переписка, сообщения средств массовой информации о создании данного произведения; документы об участии в выставках, конкурсах с данным произведением; дипломы, призы или иные награждения за создание произведения; письма, дневники и др. Если произведение создается в порядке выполнения служебных обязанностей работником организации, доказательствами авторства являются: трудовой договор, документально оформленное служебное задание, обязывающее работника создать или принять творческое участие в создании произведения (в виде приказа, распоряжения, служебной записки, задания и т. п.), акты сдачи-приемки работ, выполненных в порядке служебного задания, должностные инструкции, служебная переписка, касающаяся создания произведения, и др. Как письменное доказательство может быть рассмотрен оригинал или экземпляр произведения, если оно выражено в соответствующей (письменной) форме. Рукописи литературных, художественных, научных произведений относятся к "самостоятельной категории письменных доказательств, непосредственно воплощающих в себе юридические поступки" <*>. Данные доказательства имеют специальное значение при рассмотрении споров в сфере авторского права. -------------------------------- <*> Каплин А. Г. Письменные доказательства в судебной практике по гражданским делам. Автореферат канд. дис. М., 1966. С. 11 - 12.

Также следует отметить, что, несмотря на сравнительно большую определенность сведений, содержащихся в письменных доказательствах, они также зачастую имеют косвенный характер. 2. Вещественные доказательства, которыми в данном случае могут быть: оригинал произведения с указанием автора; экземпляр произведения с указанием автора; рабочие рукописи, зарисовки и др.; материалы, заготовки, формы, которые использовались при создании оригинала; предыдущие работы автора в этом направлении. Следует отметить, что многие категории произведений могут исследоваться в качестве письменного и (или) вещественного доказательства. При этом критерием выбора необходимого процессуального порядка является форма представления сведений, необходимых для целей судебного разбирательства. Если их носителем является текст произведения, то оно подлежит исследованию в качестве письменного доказательства. Если же имеют значение иные свойства произведения (цвет, форма, материал и т. п.), оно рассматривается как вещественное доказательство. 3. Объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, которые могут сообщить сведения, подтверждающие или опровергающие факт создания произведения автором. В качестве таковых в суд могут быть вызваны: автор (соавторы), его родственники, сослуживцы, коллеги, работодатель автора, заказчик произведения и иные лица, обладающие нужной информацией. Можно отметить, что использование личных доказательств по данной категории дел часто необходимо, т. к. сведения, касающиеся создания произведения, во многих случаях невозможно получить из иных источников. 4. Заключение эксперта - иногда достаточно достоверные результаты может дать автороведческая экспертиза. Однако следует учитывать, что использование экспертизы для установления авторства возможно, когда объективная форма произведения отражает "индивидуальный почерк", стиль, несет в себе отпечаток личности автора (произведения литературы, живописи и т. п.). В случаях, если индивидуальность создателя не выражена в произведении так явно (фотография, программы для ЭВМ, базы данных, сборники и т. п.), прямое применение экспертных знаний является затруднительным или совсем невозможным. Также для установления авторства могут быть использованы иные виды экспертизы: литературоведческая, искусствоведческая, экспертиза подписи и почерка. Следует отдельно остановиться на наиболее значимых средствах доказывания. Среди письменных доказательств особенно важную роль играют авторские договоры, т. к. они заключаются непосредственно с автором произведения и, таким образом, дают определенную информацию об авторстве. В случае создания произведения по авторскому договору заказа сторонами часто подробно оговаривается предмет договора - создаваемое произведение, предусматривается календарный план выполнения работ, производится промежуточная и окончательная сдача-приемка и корректировка результатов. Если права на произведение передаются по авторскому или лицензионному договору, в нем также должно содержаться описание произведения - объекта предаваемых прав, которое может использоваться для установления авторства. Произведение является необходимым доказательством по данной категории дел. Его можно рассматривать как "правоустанавливающий документ" авторского права <*>. В связи с этим большое значение имеет факт указания имени автора (авторов) на оригинале или экземпляре произведения. Статьей 9 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" установлена презумпция авторства: "При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения"; предполагается, что лицо, создавшее произведение, имеет возможность "подписать" его и обычно указывает себя на нем в качестве автора. -------------------------------- <*> Липциг Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр. М. Федотова. М., 2002. С. 60.

Высказываются мнения, что в данном случае употребление термина "презумпция" неуместно, т. к. указание на произведении лица в качестве автора является не предположением, а "наличным юридическим фактом", имеющим правовые последствия. "Если лицо указано в произведении как автор, то оно и является автором" <*>. С этим сложно согласиться: как было отмечено выше, правопорождающим фактом является не указание себя в качестве автора на экземпляре произведения, а факт создания произведения. Поэтому данная норма порождает именно правовое предположение и введена законодателем для облегчения процесса доказывания по спорам в сфере авторского права, т. е. является доказательственной презумпцией в буквальном смысле. -------------------------------- <*> Баулин О. В. Бремя доказывания при разбирательстве гражданских дел. М., 2004. С. 219.

Отмечается, что "указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора" <*>. Можно добавить, что данная презумпция достаточно сильна в случае тесной связи произведения с материальным носителем (скульптура, живопись, архитектура и т. п.). Если же произведение выражено в материальной форме, которая легко копируется без заметной потери содержания и качества (литература, музыка, графические и иные произведения в цифровой форме, на магнитном носителе и т. п.), то предоставление другого экземпляра произведения, на котором в качестве автора указано другое лицо, не вызывает никаких сложностей. Презумпция же считается опровергнутой, и обязанности по доказыванию будут распределяться на общих основаниях. Однако следует учитывать, что экземпляр произведения, посредством которого произошло обнародование произведения (т. е. оно стало впервые известным широкой публике), очевидно, будет иметь большее доказательственное значение, чем экземпляры, распространенные позже (когда произведение стало общедоступным). -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (Э. П. Гаврилов) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Фонд "Правовая культура", 1996. ------------------------------------------------------------------ <*> Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. М., 2002. С. 72.

Как было рассмотрено выше, сбор доказательств авторства при подготовке дела к судебному разбирательству может быть существенно осложнен, если создание произведения не было документально зафиксировано. Закон не требует от автора выполнения каких-либо формальностей, однако не запрещает создателям произведения использовать процедуры, способствующие доказыванию их прав на произведение в случае возникновения спора в будущем. На практике часто рекомендуется проведение различных "удостоверяющих авторство" действий. К наиболее распространенным относятся: нотариальное заверение фактов, регистрация произведения в различного рода организациях (коллективного управления, творческих союзах, юридических фирмах и т. п.), направление экземпляра произведения по почте в свой адрес и т. п. Также в отношении программ для ЭВМ и баз данных существуют специальные регистрационные процедуры, осуществляемые Российским агентством по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Суть всех указанных процедур сводится к депонированию экземпляра произведения или (и) заверению сведений, содержащихся в специальной заявке (обычно путем выдачи специального "сертификата", "свидетельства" или иного документа). В нотариальном порядке наиболее часто осуществляется заверение подписи лица на экземпляре произведения и принятие оригинала или экземпляра произведения на хранение либо в порядке обеспечения доказательств (ст. ст. 80, 97 "Основ законодательства РФ о нотариате"). Заявка на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных должна содержать (п. 2 ст. 13 Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"): - заявление на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и их местонахождение (местожительство); - депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат; - документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора в установленном размере или основания для освобождения от уплаты регистрационного сбора, а также для уменьшения его размера. Для депонирования и регистрации произведения в Российском авторском обществе представляются следующие документы: - оригинал произведения (экземпляр автора), на титульном листе которого указываются фамилия, имя и отчество автора (авторов), тип и название ОИС, время его создания; - копия произведения (для депонирования в РАО), в том числе второй экземпляр видео-, аудиоматериалов с титульным листом, с атрибутами, аналогичными титульному листу оригинала. Каждая страница копии произведения также должна быть подписана автором (авторами); - аннотация (в одном экземпляре) с подписью автора (авторов) - не более 0,5 страницы; - заявление установленного образца. При наличии нескольких авторов в заявлении обязательно указывается доля участия каждого в процентах; - паспорт <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2.3 Временной инструкции об организации регистрации и депонирования авторского произведения - объекта интеллектуальной собственности (http://rao. ru/autor/ois/instrukciya. htm).

Полученные в результате регистрации или нотариального заверения документы могут быть использованы в процессе в качестве письменных доказательств. Несмотря на некоторые различия в процедурах и представляемых документах, вышеуказанные формы регистрации доказывают равный объем фактов. Ни нотариус, ни иные организации, занимающиеся регистрацией, не в состоянии проверить достоверность сведений заявки, поэтому предоставляемые данными способами доказательства не устанавливают авторство, так как не фиксируют факт создания произведения конкретным лицом. Депонирование экземпляра произведения, по сути, является "суррогатом" обнародования или публикации. Поэтому к данной ситуации применим общий режим презумпции авторства. Таким образом, может быть доказано существование произведения в объективной форме на момент депонирования, а также использована презумпция авторства лица, указанного на депонированном экземпляре. Весомость такого рода доказательств также может быть нивелирована: в случае предоставления суду другого экземпляра произведения с указанным авторством другого лица презумпция авторства считается опровергнутой, и данное доказательство уже будет рассматриваться только наряду с другими обстоятельствами, свидетельствующими об авторстве. Много споров также вызывает доказательственная сила "регистраций", осуществленных негосударственными организациями (чаще всего одновременно занимающимися коллективным управлением авторскими правами). Совершение удостоверительных действий данными субъектами не урегулировано законодательством. Как справедливо отмечает А. Минков, данная деятельность осуществляется негосударственными организациями за достаточно значительное вознаграждение, не лицензируется и не контролируется, отсутствует ответственность за указание ложных сведений в предоставляемых такими организациями документах <*>. Кроме того, указанные организации часто имеют процессуальный интерес в деле и даже выступают в процессе на стороне истца или ответчика. Количество же организаций, оказывающих услуги по такого рода охране прав все более возрастает. Поэтому достоверность таких доказательств и даже их допустимость в целом без надлежащего законодательного регулирования данной деятельности вызывают большие сомнения. Представляется более целесообразным использование нотариальных процедур удостоверения. -------------------------------- <*> Минков А. Регистрация произведений - деньги на ветер (http://www. copyrighter. ru/full/index. html? maillist49.php).

В мировой практике существуют и иные подходы. Так, в странах общего права факту регистрации произведения традиционно придается большое значение. До присоединения США к Бернской Конвенции регистрация произведения в Библиотеке Конгресса США являлась обязательным условием охраны авторского права. Теперь регистрация не является обязательной для правообладателей из стран - участниц Конвенции, однако остается необходимой для получения возможности судебной защиты авторского права на произведения, созданные в США. Однако, несмотря на принятие законодательством положений Бернской конвенции, регистрация авторского права предоставляет обладателю прав значительные преимущества: - В результате регистрации создается публичный акт притязания на авторское право. - Регистрация является обязательным условием подачи иска о нарушении авторских прав для произведений, созданных в США. - Если регистрация осуществлена до истечения 5 лет с даты публикации произведения или раньше, она создает доказательственную презумпцию действительности авторского права и фактов, устанавливаемых сертификатом. - Если регистрация была осуществлена в течение 3 месяцев после публикации работы или до факта нарушения авторских прав, обладатель авторского права может заявить в суде требования о взыскании компенсации и расходов на представителя. В противном случае может быть взыскан только реальный ущерб и неправомерно полученный доход нарушителя. - Регистрация позволяет применить специальные меры защиты авторского права, предусмотренные таможенным законодательством <*>. -------------------------------- <*> Copyright Basics. Circular 1 (http://www. copyright. gov/circs/circ1.php).

Однако, несмотря на некоторое упрощение доказывания авторства в рамках такой системы, ее целесообразность, а также соответствие нормам международных соглашений по авторскому праву вызывают большие сомнения. Также в обеспечение доказательств существует практика направления по почте экземпляра произведения с указанием автора в свой же адрес. Полученный конверт не вскрывается и впоследствии представляется в процесс. Штамп почтового отделения с датой приема корреспонденции считается доказательством существования произведения на указанную дату. Данное доказательство является вполне допустимым и равнозначным (по объему доказываемых фактов) описанным формам регистрации. В заключение следует подчеркнуть важность своевременного сохранения или обеспечения доказательственной базы для потенциально возможной судебной защиты права. При этом не следует чрезмерно полагаться на презумпцию авторства и основанные на ней формы "регистрации", которые зачастую легко опровержимы, а также иные средства доказывания в отдельности. По данной категории дел требуется комплексный подход к доказыванию, предполагающий наличие некоторой "критической массы" разносторонних обосновывающих авторство аргументов.

Название документа