Организация занимается производством и оптовой продажей в розничные торговые сети и магазины хлебобулочных и кондитерских изделий

Согласно условиям договоров, заключаемых с торговыми предприятиями, организация обязана выплачивать покупателям премии за выполнение определенных условий (выполнение объема поставок).

С 01.02.2010 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 ст. 9 данного Федерального закона соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

В указанном Федеральном законе N 381-ФЗ, в НК РФ и других законодательных актах не дается толкования того, в каких единицах - килограммах, тоннах, штуках либо в денежном выражении (покупка товара на определенную сумму) - должно выражаться количество продовольственных товаров.

Вправе ли организация выплачивать покупателю вознаграждение за приобретение товара на определенную сумму либо количество товара должно выражаться в единицах веса, объема, штуках?

Будут ли учитываться данные расходы на выплату вознаграждения в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июля 2010 г. N 03-03-06/1/449

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на выплату вознаграждения за приобретение товаров сообщает следующее.

В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара, то указанные затраты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса.

Следует отметить, что с 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 9 указанного Федерального закона соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, предусмотренное вышеуказанной нормой, тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора в части объема покупок, предусмотренной пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, сумма вознаграждения, выплачиваемого в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса.

При этом сообщаем, что вопрос о единицах измерения вознаграждения покупателя за приобретение товара на определенную сумму относится к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

05.07.2010