Об установлении корректирующего коэффициента К2 для целей исчисления ЕНВД; о предоставлении государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, в частности в Ульяновской области

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 июля 2010 г. N Д05-2138

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с Департаментом инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из предоставленных полномочий представительные органы муниципальных образований вправе установить нормативными правовыми актами значения коэффициента К2 в отношении каждого вида предпринимательской деятельности, учитывающего совокупность особенностей его ведения на соответствующих территориях.

Так, в соответствии со ст. 346.27 Кодекса К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

Таким образом, при установлении корректирующего коэффициента К2 могут быть учтены такие особенности ведения, например, розничной торговли, как сезонность. В связи с этим для решения указанного вопроса налогоплательщикам следует обращаться в представительные органы муниципального района.

Также отмечаем, что в связи с множеством проблем, связанных с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, считаем целесообразным его постепенную отмену и перевод всех налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения на основе патента. При применении данных систем предприниматель сможет самостоятельно корректировать налоги в зависимости от времени осуществления деятельности.

Кроме того, сообщаем, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению налоговой нагрузки в России.

В большинстве ведущих стран мира налоговая нагрузка заметно выше нагрузки в России. Так, по данным "2010 Index of economic freedom", The Heritage Foundation, в Европейском Союзе налоговая нагрузка в 2009 г. составила около 40% ВВП, в странах ОЭСР около 36%, тогда как в России 31,05% (36,9% - 2008 г.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая нагрузка в России несколько ниже, чем в среднем по странам. В рейтинге налоговых систем, по данным Международных обзоров "Paying Taxes 2010", "Paying Taxes 2009", "Paying Taxes 2008" (совместно подготовленных Всемирным банком, IFC и PwC), за 2009 г. Россия занимает 103-е место из 183 (2008 г. - 134-е место, 2007 г. - 130-е место).

Отчасти это связано с тем, что за последние годы (2006 - 2009 гг.) был принят ряд мер, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности в России.

В дальнейшем основным вектором налоговой политики должны являться реализация стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, модернизацию существующих и повышение инновационной активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов. Меры налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их востребованности экономическими субъектами, а также возможности эффективного администрирования.

В частности, предлагаются следующие меры:

- распространение льготной ставки страховых платежей в размере 14% на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи России), проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов технико-внедренческих особых экономических зон;

- установление отдельного налогового режима (налог на прибыль - 0%; НДС - освобождение от налогообложения (по выбору налогоплательщика); налог на имущество организаций - 0%; обязательные страховые взносы - 14%; земельный налог - 0%; налог на доходы физических лиц - 13%) сроком на 5 лет для вновь созданных инновационных компаний и инновационных компаний, зарегистрированных не более чем за 2 - 3 года до момента введения спецрежима, в целях стимулирования и внедрения инновационной деятельности;

- освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации компаний и использования современного энергоэффективного оборудования;

- освобождение от налога на прибыль организаций дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10%;

- освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения;

- освобождение от налога на прибыль организаций отчислений в пределах 3 - 5% от выручки в "фонд" предстоящих расходов на НИОКР (для госкомпаний обязательно, для остальных добровольно);

- оптимизация механизма администрирования расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5;

- упрощение администрирования налогообложения физических и юридических лиц.

Также сообщаем, что с 2005 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства. Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, в том числе на:

а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

д) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;

е) ведение реестра субъектов малого предпринимательства.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).

Приказом Минэкономразвития России от 16.02.2010 N 59 в рамках реализации иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства утверждены Приоритетные мероприятия, в рамках которых выделяются средства на поддержку начинающих предпринимателей, - гранты начинающим на создание собственного бизнеса, развитие микрофинансирования, создание региональных гарантийных фондов и т. д.

Подробная информация о программе государственной поддержки, условиях и порядке участия в ней субъектов Российской Федерации и субъектов малого предпринимательства содержится на Портале малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России www. economy. gov. ru.

Реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства в Ульяновской области осуществляет Департамент развития предпринимательства аппарата Правительства Ульяновской области.

Контактная информация: 432071, г. Ульяновск, ул. Рылеева, д. 41; директор Гайнетдинов Руслан Шевкатович, тел.: 8 (8422) 44-48-20, факс: 8 (8422) 41-48-12.

Заместитель директора

Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

02.07.2010