В организации произошел несчастный случай со смертельным исходом. В связи с этим директор решил провести внеочередную аттестацию на соответствие занимаемым должностям. Однако в числе частично ответственных за произошедшее - работники, проработавшие в своих должностях менее года. В положении организации об аттестации никак не регламентирован вопрос проведения внеочередной аттестации. В связи с этим возникают следующие вопросы: можно ли в отношении указанных работников провести внеочередную аттестацию или общее положение о том, что они не подлежат аттестации, распространяется и на внеочередную аттестацию? Если нет, то какие процедуры оценки можно провести в отношении указанных работников?

Ответ: Общеотраслевое регулирование отношений, возникающих между работодателем и работником при проведении аттестации, то есть при оценке соответствия работника выполняемой работе и его деловых качеств в целом для определения уровня квалификации, до настоящего времени отсутствует. Как можно сделать вывод из ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, которой определено, что порядок проведения аттестации работников устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, принятие общего нормативного правового акта не планируется.

В отдельных отраслях и сферах деятельности, в которых проведение аттестации работников является обязательным в силу нормативных правовых актов (на государственной и муниципальной службе, в образовании, на транспорте, других общественно значимых и (или) характеризующихся потенциальной опасностью отраслях), вопросы проведения аттестации регулируются специальными нормативными правовыми актами. Подавляющая же часть работодателей небюджетного сектора решает вопросы о проведении аттестации самостоятельно - исходя из собственного представления о необходимости проведения оценки персонала для целей организации труда и управления трудом.

Если предусматривающие обязательность проведения аттестации и определяющие порядок ее проведения нормативные правовые акты федерального, регионального или муниципального уровня не распространяются на работодателя, то он, решив проводить аттестацию персонала, устанавливает правила ее проведения в своем локальном нормативном акте.

В качестве основы для разработки такового до настоящего времени в части, не противоречащей ТК РФ, применяются Постановление Совмина СССР от 26.07.1973 N 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" и Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и ГКНТ СССР от 05.10.1973 N 267/470. Если локальный нормативный акт, определяющий порядок проведения аттестации, разработан в соответствии с названным Положением, то необходимо обратить внимание на то, что согласно его п. 4 лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, не включаются в очередную аттестацию. Если локальный нормативный акт содержит аналогичную конструкцию, при этом в нем урегулирован вопрос о возможности проведения внеочередной аттестации в принципе и об основаниях ее проведения по решению руководителя организации (например, неудовлетворительная работа структурного подразделения или нескольких работников в структурном подразделении), то внеплановая аттестация указанных работников, в принципе, не исключена.

Несчастный случай может быть отнесен к числу оснований проведения внеочередной аттестации, хотя необходимо учитывать, что при аттестации определяются деловые качества работников, а не выполнение или невыполнение требований охраны труда, и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности, но не о соответствии требованиям охраны труда их действий (бездействия), повлекших соответствующие последствия; проведение аттестации в связи с несчастным случаем представляется логичным только в отношении сотрудников службы охраны труда.

Если данные вопросы в локальном нормативном акте, определяющем порядок аттестации персонала, не решены, то включение в число аттестуемых работников, не проработавших в занимаемых ими должностях определенный период времени, рискованно и может привести к конфликтам. Для оценки работников, виновных в несчастном случае или причастных к нему, предназначена иная процедура.

Одновременно с расследованием несчастного случая работодатель должен организовать проверку требований охраны труда. Согласно ч. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Во исполнение данной нормы Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N N 1/29 был утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок), которым, в частности, установлено, что руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года; после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организации независимо от срока проведения предыдущей проверки.

Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Необходимо особо обратить внимание на то, что названным Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций не предусмотрены ограничения на проведение проверки знаний требований охраны труда в отношении работников, не проработавших в своей должности (на своем рабочем месте) определенный период времени. Исключение в этой части сделано только в отношении работников, имеющих квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, а также работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти в области охраны труда, государственного надзора и контроля, педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих преподавание дисциплины "охрана труда", имеющих непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет. Согласно п. 1.6 Порядка указанные работники в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии с Порядком для проведения проверки знаний требований охраны труда работников приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности. Результаты проверки оформляются протоколом. Если работник успешно прошел проверку, ему выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда. Если работник не прошел проверку, то работодатель во исполнение ч. 1 и 2 ст. 76, ч. 2 ст. 212 ТК РФ отстраняет его от работы (не допускает к работе) на весь период времени до прохождения такой проверки. При этом если работник не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда по своей вине, то в соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата ему не начисляется. Если работник повторно не пройдет проверку знаний требований охраны труда, то работодатель при условии, что им были предприняты необходимые действия по обучению работника по охране труда, может начать процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в частности по соблюдению требований по охране труда и обеспечению безопасности труда (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

Однако основной процедурой, которую работодатель обязан провести при несчастном случае, тем более со смертельным исходом, является расследование несчастного случая в порядке, установленном гл. 36 ТК РФ. Так, в соответствии со ст. 228 ТК РФ работодатель должен принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования, что, в первую очередь, означает незамедлительное формирование комиссии (ст. 229 ТК РФ), которая выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда (ст. 229.2 ТК РФ), и на основании собранных материалов расследования устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда. Установленное комиссией по охране труда нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой несчастный случай, позволяет работодателю применить к виновным работникам дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения по пп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Л. В.Щур-Труханович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

30.06.2010