Организация произвела затраты на изготовление и монтаж рекламных световых коробов стоимостью более 20 000 руб., которые были установлены с внешней стороны здания. Изготовленные рекламные световые короба учтены в составе основных средств. Можно ли начислять амортизацию по указанным объектам и учитывать ее при расчете налога на прибыль, если не получено разрешение на установку световых коробов?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, относятся к расходам на рекламу и включаются в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Таким образом, затраты на изготовление и монтаж рекламных световых коробов можно отнести к рекламным расходам и учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, единовременно.

Следует учитывать, что Минфин России в Письме от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213 указал: если имущество относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном п. 4 ст. 264 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации организацией не получено разрешение на установку световых коробов.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку.

Согласно ч. 10 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена конструкция.

С одной стороны, организация не может вводить в эксплуатацию рекламную конструкцию и использовать ее в деятельности для извлечения дохода, если не получено разрешение на ее установку.

С другой стороны, наличие подобного рода разрешения не является определяющим фактором для целей начисления амортизации по объекту основных средств либо для принятия к учету рекламных расходов в целях налогообложения прибыли.

С учетом этого организация вправе начислять амортизацию и учитывать ее при расчете налога на прибыль, несмотря на тот факт, что разрешение не получено. Однако организация несет налоговые риски в связи с нарушением законодательства при установке рекламных конструкций.

О. В.Егорова

ООО "ЭЛКОД"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

30.06.2010