Об установлении с 1 января 2011 г. переходного периода с пониженными ставками страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, а также организаций средств массовой информации
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2010 г. N Д05-2087
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Правительством Российской Федерации утвержден комплекс мероприятий по реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля", которые осуществляются в установленные сроки.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (в том числе розничной и оптовой торговли), и порядок подачи уведомлений.
Кроме того, Постановлением предусмотрен ряд важных положений:
- уведомления могут подаваться непосредственно заявителем либо заказным почтовым отправлением;
- открытость реестров уведомлений;
- отсутствие платы за регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр и предоставление сведений, содержащихся в реестре уведомлений.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
Прежде всего, до 1 января 2011 г. размеры тарифов страховых взносов не будут превышать действующую в 2009 г. ставку единого социального налога, изменится лишь шкала для начисления взносов.
Далее, в переходный период 2011 - 2014 гг. федеральными законами предусматривается постепенное повышение страховых тарифов для плательщиков страховых взносов, ранее использовавших льготные налоговые режимы.
Кроме того, федеральными законами сохранены действующий в настоящее время механизм учета обязательных страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из суммы единого налога, подлежащей уплате по специальным налоговым режимам.
Снижение для отдельных категорий плательщиков страховых тарифов относительно установленных Законом N 212-ФЗ без одновременного изменения объема финансируемых обязательств приведет к дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов и будет противоречить страховым принципам системы.
Следует отметить, что Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 20.05.2010, предусмотрены положения по установлению с 1 января 2011 г. переходного периода с пониженными ставками страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, а также организаций средств массовой информации. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в указанных сферах, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
Учитывая изложенное, вопрос о распространении переходного периода с пониженными страховыми взносами на дополнительные категории плательщиков взносов, для которых в настоящее время такой период не предусмотрен, должен решаться исходя из возможностей финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Также сообщаем, что в соответствии со ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н. И.ЛАРИОНОВА
29.06.2010