Налоговым органом требованием о представлении документов (информации) со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ запрошены у общества: копии государственных контрактов и информация об объеме выполненных работ (услуг) в разрезе контрактов (контрагентов) за 2009 г. В требовании имеется указание на налоговую ответственность за его неисполнение в соответствии со ст. 129.1 НК РФ и на санкции, предусмотренные ст. 15.6 КоАП РФ. Копия поручения к требованию не прилагалась. Законно ли данное требование, каковы последствия его неисполнения?
Ответ: По нашему мнению, указанное требование не является обоснованным, поскольку в нем не содержится информации о том, в соответствии с каким конкретно пунктом ст. 93.1 Налогового кодекса РФ истребуются документы и информация; в рамках какого мероприятия налогового контроля запрошены копии государственных контрактов; отсутствует обоснование необходимости истребования информации об объеме выполненных работ (услуг). Кроме того, истребование информации об объеме выполненных работ (услуг) в разрезе контрактов (контрагентов) за 2009 г. не позволяет идентифицировать сделку, о которой истребуется информация, как того требует п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Следовательно, для применения в отношении общества ст. 129.1 НК РФ в данном случае не имеется правовых оснований, как и санкции, предусмотренной ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на которую также имеется ссылка в требовании.
Обоснование: Статья 93.1 НК РФ предусматривает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:
1) истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
2) истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения такой информации (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Таким образом, в первом из этих случаев налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором случае - только информацию.
Этой же статьей урегулирован порядок истребования документов либо информации. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. п. 3 - 4 ст. 93.1 НК РФ).
Из содержания указанной нормы можно сделать вывод, что требование о представлении документов (информации) должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ и о какой конкретно сделке истребуется информация в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной практики (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14) по делу N А75-6149/2007).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, только в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Между тем требованием о представлении документов (информации) у общества запрошены копии государственных контрактов и информация об объеме выполненных работ (услуг) в разрезе контрактов (контрагентов) за 2009 г. При этом требование не содержит информации о том, в соответствии с каким конкретно пунктом ст. 93.1 НК РФ истребуются документы и информация; в рамках какого мероприятия налогового контроля запрошены копии государственных контрактов, если они запрошены в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ; обоснования необходимости истребования информации об объеме выполненных работ (услуг), если она истребуется в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Кроме того, истребование информации об объеме выполненных работ (услуг) в разрезе контрактов (контрагентов) за 2009 г. не позволяет идентифицировать сделку, о которой истребуется информация, как того требует п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
Статья 129.1 НК РФ, на которую имеется ссылка в требовании, предусматривает налоговую ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.
Статья 126 НК РФ предусматривает санкцию за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то есть также за неправомерное непредставление документов (сведений).
Следовательно, для применения в отношении общества этих норм НК РФ в данном случае не имеется правовых оснований, как и санкции, предусмотренной ст. 15.6 КоАП РФ, на которую также имеется ссылка в требовании.
Г. Д.Фатхутдинова
Консультант
ООО "Юридическое агентство ЮНЭКС"
29.06.2010