Организация, эксплуатирующая водопроводно-канализационные сооружения, несет расходы, связанные с проведением осмотров работников, обслуживающих водопроводно-канализационное хозяйство, в медицинском учреждении, имеющем соответствующую лицензию. При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган признал, что организация неправомерно учла в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты на проведение периодических медицинских осмотров пятерых работников, поскольку предыдущий периодический медицинский осмотр в отношении этих же работников проводился 6 месяцев назад. При этом налоговый орган указал на то, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с организацией установлена иная частота проведения периодических медицинских осмотром работников организации, которая составляет 2 года. Есть ли основания для признания позиции налогового органа правомерной?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда.
Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Работники организаций водопроводных сооружений проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением Минтруда России от 16.08.2002 N 61 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства (зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2002 N 3847) (далее - Межотраслевые правила).
Разделом III указанных Межотраслевых правил предусмотрены требования к персоналу, допускаемому к участию в производственном процессе.
Согласно п. 3.2 разд. III Межотраслевых правил работники, связанные с эксплуатацией водопроводно-канализационного хозяйства, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном Минздравом России.
Вышеупомянутый Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83, зарегистрированным в Минюсте России 10.09.2004 N 6015 (далее - Порядок). Указанный Порядок определяет основы проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Кроме того, этим же Приказом утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей, поименованы в п. 30 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Абзацем 2 п. 3.3 Порядка определено, что частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
На основании п. 4 Порядка периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (обследования) (ст. 213 ТК РФ).
Статья 212 ТК РФ определяет обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, которые возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).
Как следует из вопроса, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с организацией установлена двухгодичная частота проведения периодических медицинских осмотров работников организации. Однако в организации в отношении пятерых работников периодический медицинский осмотр был проведен досрочно (через шесть месяцев после проведения предыдущего обследования).
В этом случае можно обратить внимание, что п. 4 Порядка не запрещено досрочное проведение периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с медицинским заключением.
Учитывая изложенное, затраты на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) работников, в отношении которых проведено аналогичное обследование шесть месяцев назад, в данном случае организация вправе учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если имеется соответствующее медицинское заключение по каждому из этих работников о необходимости проведения досрочного обследования (через шесть месяцев после проведения предыдущего обследования).
Также обязательным является соблюдение условий ст. 252 НК РФ.
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
29.06.2010