Организация имеет недоимку по налогам, пеням и штрафам, отраженную на лицевом счете в налоговом органе, которая не подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством РФ

При этом налоговый орган добровольно отказывается списать данную задолженность, ссылаясь на следующие положения:

- ст. 59 НК РФ;

- п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.02.2010 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам";

- Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-02-07/1-334.

Организация предполагает, что в случае истечения срока исковой давности (3 года) задолженность по налогам, пеням и штрафам подлежит списанию.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ бесспорное взыскание задолженности ограничено двухмесячным сроком, по истечении которого налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести взыскание в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что налоговый орган, не реализовавший полномочия по бесспорному взысканию недоимки, ограничен шестимесячным сроком на ее судебное взыскание, причем данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в Справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденную Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, просроченной задолженности по налогам (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности, в частности участия в конкурсе на размещение государственного заказа.

Кроме того, наличие сведений о задолженности организации перед бюджетом позволяет налоговому органу производить принудительное взыскание с налогоплательщика суммы задолженности и в соответствии со ст. 75 НК РФ начислять пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Правомерно ли мнение организации, что в случае истечения срока исковой давности (3 года) задолженность по налогам, пеням и штрафам подлежит списанию и налоговый орган не вправе принимать меры к организации по взысканию данной задолженности и отражать данную задолженность на лицевом счете организации, в Справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и в актах сверки о состоянии расчетов с бюджетом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 июня 2010 г. N 03-02-07/1-300

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также об исключении указанных недоимки и задолженности из лицевого счета налогоплательщика и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 Кодекса, на основании п. 2 указанной статьи применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

В целях реализации ст. 59 Кодекса Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.

Другие основания для списания числящихся за организацией недоимки и задолженности по пеням и штрафам, взыскание которых невозможно, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрены.

Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 порядок не применяется в случае истечения срока взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Следует отметить, что пропуск налоговым органом срока взыскания налога, установленного ст. 46 Кодекса, не является безусловным основанием для списания этой недоимки. В случае пропуска срока взыскания налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Форма Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, а также Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09 указано, что Приказ ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, утвердивший форму Справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче Справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

29.06.2010