Организация осуществляет оптовую торговлю товарами. Все товары были приобретены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода

В результате проведения инвентаризации организация выявила товары с истекшим сроком годности и зафиксировала в соответствующих документах. Был составлен акт о списании товара по форме N ТОРГ-16, и в дальнейшем товар был уничтожен (составлен акт). Налог на добавленную стоимость, ранее принятый к вычету, не был восстановлен из бюджета.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт налоговой проверки, с выводами которой организация не согласна, а именно проверяющими был начислен НДС к доплате в бюджет. Свою позицию контролирующие органы обосновывают тем, что организация неправомерно предъявила к вычету сумму НДС (на основании полученного счета-фактуры) в полном объеме, поскольку выбытие товара с истекшим сроком годности не связано с реализацией. Правомерны ли действия налогового органа в данной ситуации?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Однако для принятия "входного" НДС к вычету нужно, чтобы приобретенные товары использовались в операциях, облагаемых НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, при которых суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению. Восстановление НДС в случае уничтожения товара с истекшим сроком годности данным пунктом не поименовано.

Позиция налоговых органов по данному вопросу такова, что налогоплательщику суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по товарам, необходимо восстановить (Письмо УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123920.1).

Однако существуют судебные акты, в которых суды придерживаются противоположной позиции по данному вопросу.

Свою позицию суд обосновывает тем, что НК РФ (п. 3 ст. 170 НК РФ) содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам). Обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, ранее правомерно заявленные к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были уничтожены по причине невозможности их дальнейшей реализации, НК РФ не предусмотрено.

Следовательно, у организации не возникает обязанности восстанавливать суммы НДС, предъявленные к вычету при приобретении товара с целью последующей реализации, в случае уничтожения этого товара в связи с истечением сроков его годности, окончательной потерей товарного вида из-за полученных повреждений и т. д.

Вывод налогового органа о необходимости восстановления НДС со стоимости товара, подлежащего уничтожению, противоречит не только законодательству РФ о налогах и сборах, но и правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 11.11.2003 N 7473/03 и в Решении от 23.10.2006 N 10652/06, а также сложившейся арбитражной практике (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2007, 14.03.2007 по делу N А40-45015/07-117-34).

Например, в Постановлении от 11.11.2003 N 7473/03 Президиум ВАС РФ указал, что "из анализа ст. ст. 39, 146, 170 - 172 НК РФ, в случае если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующее изменение в использовании имущества", следовательно, "вывод... о наличии у общества обязанности по восстановлению в бюджет ранее примененных налогоплательщиком вычетов... не соответствует положениям вышеназванных статей НК РФ".

Таким образом, учитывая все вышесказанное, выводы налогового органа по данному вопросу противоречат налоговому законодательству РФ, это подтверждают и судебные решения.

Обратите внимание на то, что организация в данном случае вправе не согласиться с выводами налогового органа и направить в налоговый орган свои возражения по акту проверки. На это дается 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Если же инспекция возражения организации не учтет и вынесет решение о доначислении налога и привлечении к ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ, то такое решение можно обжаловать в арбитражном суде.

И. Е.Иванова

Консалтинговая группа "Аюдар"

28.06.2010