Ловушки для "пирата"

(Погуляев В.)

("Бизнес-адвокат", N 1, 2005)

Текст документа

ЛОВУШКИ ДЛЯ "ПИРАТА"

В. ПОГУЛЯЕВ

Вадим Погуляев, юрист.

Добросовестные участники рынка, использующие объекты авторского права и смежных прав в коммерческих целях, ежегодно недополучают огромные суммы дохода из-за наводнившего прилавки контрафакта. "Пираты" же постоянно совершенствуются в своем ремесле и сдавать позиции не собираются. Увидев в магазине подделку своей книги (аудиоальбома, программного продукта и т. д.), вы и не заподозрите, что это красочное издание изготовлено "пиратами".

Контрафакт характеризуется тем, что его изготовление и распространение влекут за собой нарушение авторских (и/или смежных) прав. Контрафактными в соответствии со ст. 48 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (в ред. от 20 июля 2004 г.; далее - ЗоАП) также являются экземпляры охраняемых в РФ произведений (фонограмм), которые ввозятся без согласия обладателей авторских (смежных) прав на территорию России из государства, в котором эти произведения никогда не охранялись или перестали охраняться.

Самым распространенным способом нарушения авторского (смежного) права является использование интеллектуальной собственности без получения необходимых разрешений от правообладателей, в том числе в случаях, когда пользователь:

- не заключил договор на использование объекта интеллектуальной собственности вообще или же игнорировал кого-то из правообладателей (соавтора, наследника автора, соиздателя и т. д.);

- использует произведение (или объект смежных прав) на основании договора с лицом, не являющимся правообладателем, либо на основании договора с "представителем" правообладателя, не уполномоченным заключать такие договоры (если правообладатель впоследствии не одобрил действия такого лица);

В качестве еще одной распространенной причины выпуска контрафактного тиража можно назвать получение разрешения на использование у лица, получившего, в свою очередь, некий объем прав у автора (или владельца смежных прав: артиста-исполнителя, производителя фонограммы и т. д.) без права их переуступки третьим лицам.

Нетрудно понять, что экземпляры произведений и фонограмм, выпущенные без заключения договора, не имеют видимых признаков контрафакта вообще. Однако правообладателю легче всего идентифицировать эту продукцию как контрафактную - достаточно вспомнить, заключал ли он авторский договор с ее производителем или нет.

Разновидностью "пиратства" также является использование объектов интеллектуальной собственности с нарушением условий договора (превышением объема полученных прав). Например, когда произведение используется не предусмотренным в договоре способом (в переработанном виде и т. д.) либо не соблюдены условия договора о территории, сроке использования, превышен установленный в договоре максимальный тираж. Следует помнить, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 месяцев до расторжения договора. А при отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого права ограничивается территорией Российской Федерации.

Отметим, что указание тиража обязательно в авторском договоре только в том случае, если гонорар определен в фиксированной сумме. В случае установления вознаграждения в виде процента от отпускной цены издания указывать тираж не обязательно. Экземпляры, выпущенные сверх тиража, объем которого был согласован сторонами и отражен в договоре, являются контрафактными и подлежат конфискации (об этом ниже).

Однако выявить факт превышения максимального тиража бывает сложно, особенно если несанкционированно допечатанные экземпляры произведения распространяются не в широкой рознице, а через дилерскую сеть издателя-пирата и преимущественно в регионах, далеких от места жительства правообладателя. Добиться справки из типографии тоже не всегда реально, если не пригрозить судом или милицией. Проще дело обстоит в том случае, когда изначально заявленный в договоре тираж не высок, скажем от 1 до 5 тыс. экземпляров. Можно запросить торговые точки о количестве книг, поступивших к ним на реализацию, и, суммируя полученные цифры, сделать соответствующие выводы.

Интересным и весьма дискуссионным является вопрос о допустимости включения произведения в сборник, снабжении его иллюстрациями и ином использовании совместно с произведениями, созданными другими авторами, если это специально не предусматривалось в договоре. Поскольку отдельного права на совместное использование ЗоАП не содержит, представляется, что в данном случае достаточно получить лишь "стандартный" объем прав, необходимый для использования произведения в печати (т. е. право на воспроизведение и распространение). Однако при этом пользователю важно не допустить нарушения личных неимущественных прав автора, в том числе не причинить вред его репутации. Безусловно, у каждого автора (да и у каждого человека вообще) разные представления о репутации, чести и достоинстве. Например, автор может быть принципиально не согласен с тем, что его гениальное произведение будет использоваться в одном издании со "всякими там". Поэтому совместное использование произведений различных авторов рекомендуется все же согласовывать с ними, хотя ЗоАП не содержит прямого требования на этот счет.

Рассмотренные виды контрафактной продукции не содержат видимых признаков, отличающих ее от выпущенной легально. Поэтому ее выявление не предполагает участия специалистов и экспертов, обладающих специальными познаниями (кроме юриспруденции). Исключение составляют случаи, когда в суде поднимается вопрос о плагиате или подложности документов, в том числе о подделке подписи автора в договоре или принуждении автора к его подписанию. В этих целях могут назначаться следующие виды экспертиз:

1) почерковедческая - определение исполнителя рукописного текста или подписи на документе, его пола и возраста, психического состояния и т. д.;

2) автороведческая - установление авторства;

3) графологическая - установление психологических характеристик исполнителя подписи или текста.

Контрафактная продукция, выявить которую сложнее всего, рождается в результате актов недобросовестной конкуренции. Согласно ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 (в ред. от 9 октября 2002 г.) формами недобросовестной конкуренции являются, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

Такими действиями можно назвать подделку одним субъектом рынка продукции другого субъекта, которая обычно осуществляется с использованием в качестве образца экземпляра его продукции либо полученных незаконным путем исходных материалов (кража с завода-изготовителя матриц, корректурных оттисков, пленок оригинал-макета и т. д.).

Если издание произведено с использованием легально выпущенного экземпляра в качестве образца, оно, как правило, хуже качеством (более тусклые краски, смещенные кромки текста и т. д.).

Подделка, изготовленная с использованием похищенных исходных материалов, более соответствует оригиналу, но может отличаться цветовой гаммой, неестественно низкой ценой, техническими и иными характеристиками (например, плотность бумаги, способ нанесения краски, упаковка). В выявлении данного вида контрафакта могут быть полезны:

1) судебно-техническая экспертиза - исследование качества и способов изготовления печатной, аудио-, видео - и иной продукции, отличий контрафактной продукции от легальной;

2) судебно-трассологическая экспертиза - установление факта использования соответствующих технических средств и оборудования при совершении правонарушения (например, типографского оборудования);

3) товароведческая экспертиза - оценка стоимости продукции.

При этом необходимо, чтобы в качестве эксперта, а также специалиста, участвующего в производстве следственных действий по делам о нарушении авторских и смежных прав, привлекались лица, обладающие, прежде всего, знаниями относительно технических и технологических особенностей книгоиздания, изготовления аудио - и видеопродукции, мультимедиа, программного обеспечения, функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей - в зависимости от предмета и способа правонарушения. Важно также, чтобы эксперт (специалист) был профессионалом именно по исследованию данных носителей произведений или фонограмм и выявлению их подделок, так как все они обладают массой специфических свойств.

Выследить "пирата" намного проще, когда механизм распространения продукции добросовестного пользователя четко отлажен. Так, продукция крупных производителей обычно реализуются через фирменные магазины или посредством так называемых эксклюзивных дистрибьюторов, логотипы которых нередко проставляются на экземплярах продукции. Такой логотип или иная информация о дистрибьюторе может указывать на контрафактность экземпляров, при их обнаружении в торговых точках, не имеющих связи с данным дистрибьютором.

Информирование окружающих о действительных владельцах авторского права на издание является необходимым условием добросовестного использования объектов интеллектуальной собственности и играет значимую роль в борьбе с "пиратством". Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ в ЗоАП была введена статья 48.2 "Информация об авторском праве и о смежных правах". Такой информацией признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения такого произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. ЗоАП запрещает удаление или изменение без разрешения правообладателей указанной выше информации, а также воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений или объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения правообладателей такая информация была удалена.

Указание на экземплярах произведений (фонограмм) ложной информации об их изготовителях, о местах их производства, о правообладателях, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет ответственность по ст. 7.12 КоАП РФ.

В заключение напомним всем "пиратам", что незаконное использование произведений, равно как и объектов смежных прав, либо иное нарушение предусмотренных ЗоАП прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Указанным выше Федеральным законом N 72-ФЗ в ЗоАП была введена статья 49.1 "Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм". В ней предусмотрено, что контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Конфискованный контрафакт подлежит уничтожению. Исключение могут составлять случаи их передачи правообладателю по его просьбе. Из этой нормы четко следует, что ответственность за нарушение авторского права может понести не только сам "пират", но и его пособники. Так, типография, выпускающая контрафактный тираж, может лишиться своего оборудования. Вот и подумайте, стоит ли этого перспектива быстрой и на первый взгляд легкой наживы. Может, лучше договориться с правообладателем?

Название документа