Позитивный потенциал российского нотариата

(Корсик К. А.) ("ЭЖ-Юрист", N 50, 2004) Текст документа

ПОЗИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА

К. А. КОРСИК

Константин Анатольевич Корсик, доктор юридических наук, нотариус г. Москвы.

Российскому внебюджетному нотариату уже более десяти лет. На сегодняшний день 6532 нотариуса в стране занимаются частной практикой. В 2003 году переход на внебюджетную систему нотариата был осуществлен в 16 субъектах Российской Федерации. Однако происходящие в настоящее время в судебно-правовой системе страны реформы, безусловно, потребуют адекватных изменений в функционировании российского нотариата. Главное, чтобы эти изменения дали положительный эффект для государства и общества.

Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль, за оформлением наследства или за согласием на вывоз ребенка на отдых за границу РФ. Российский нотариат в современном обществе стал одним из важнейших институтов государственного устройства <*>. ------------------------------------ <*> По данным Федеральной нотариальной палаты, численность частнопрактикующих нотариусов в России на декабрь 2004 г. составляет 6532 человека.

Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы <*>. Вместе с тем нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно закрепленную в ряде нормативно-правовых актов. Такая двойственность нотариальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране, и особенно это стало заметно в последнее время. Примеров тому много: ст. 11 НК РФ приравняла нотариуса к предпринимателям, отождествление нотариальной деятельности с коммерческой породило на законодательном уровне тезис о "дороговизне нотариальных услуг" и т. д. С одной стороны, российское государство, видимо еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками. ------------------------------------ <*> Нотариальное право России / Под ред. проф. В. В. Яркова. С. 18.

Вопрос о правовой природе нотариальной деятельности является сейчас особенно актуальным, так как, относя нотариат к публично-правовым институтам, государство обязано регулировать численность нотариусов в нотариальных округах, устанавливать обязательные размеры нотариальных тарифов и жестко контролировать их уплату, возложить на нотариат необходимость предоставления льготного обслуживания малообеспеченных граждан, определив при этом критерии малообеспеченности и т. д. С другой стороны, отнесение нотариата к частноправовым институтам должно сопровождаться прежде всего отменой обязательных нотариальных тарифов (предоставив рынку возможность регулировать их размер самостоятельно), отказом от оказания бесплатной нотариальной помощи льготной категории граждан и организаций (равно как и юридическое консультирование в процессе осуществления нотариального удостоверения должно быть платным), отменить законодательное регулирование численности нотариусов в каждом нотариальном округе, простимулировав таким образом развитие коммерческой конкуренции среди нотариусов и т. д. Проиллюстрируем вышесказанное на примере, показывающем, как государство устанавливает ценовую, а не профессиональную конкуренцию среди нотариусов, а именно на примере функционирования отдельных норм недавно принятого Федерального закона от 20.10.2004 N 127-ФЗ, устанавливающего с 1 января 2005 года главой 25.3 НК РФ новые размеры ставок государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий. Обратим внимание, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П указал на недопустимость уравнивания правового и налогового статуса частнопрактикующего нотариуса с другими категориями налогоплательщиков, осуществляющих направленную на извлечение прибыли деятельность, ввиду особого публично-правового статуса нотариальной деятельности. Согласно ст. 15 Основ <*> характер оказываемых нотариусом услуг технического и правового характера непосредственно связан с осуществлением нотариальной деятельности и не может рассматриваться как самостоятельная предпринимательская и иная деятельность. В то же время главой 25.3 Налогового кодекса РФ установление государственной пошлины (нотариального тарифа) за услуги, оказываемые частнопрактикующими нотариусами в процессе осуществления нотариальной деятельности, т. е. составления проектов документов и выполнение технической работы по изготовлению их копий, не предусмотрено. Согласно ст. 23 Основ доходом нотариуса являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации, т. е. действующее российское законодательство разделяет понятия самого нотариального действия и услуг, непосредственно связанных с его осуществлением. ------------------------------------ <*> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

Пункт 13 ст. 22.1 Основ (в редакции Федерального закона от 20.10.2004 N 127-ФЗ) устанавливает размер нотариального тарифа в сумме 100 рублей за "прочие нотариальные действия", который не может распространяться на услуги технического и правового характера, следовательно, с 1 января 2005 года нотариус, занимающийся частной практикой, вправе самостоятельно определять размер оплаты таких услуг. Публично-правовая природа нотариальной деятельности во многом определяет ее восприятие со стороны общества как исключительно технической, формально-бюрократической профессии. Нотариус в России воспринимается как чиновник с печатью, который от имени государства беспристрастно регистрирует волеизъявление участников (сторон), при этом взимая обязательную плату за свои действия, установленную законом. Этот эффект усугубляется достаточно низкой правовой культурой населения и в среднем низкими по стране доходами граждан. Из такой, казалось бы, тупиковой ситуации, безусловно, существует выход. Российскому нотариату на нынешнем этапе своего развития необходимо совместно с ведущими правовыми центрами и академическими институтами начать разрабатывать, если уж не полноценную доктрину нотариального права, то хотя бы концепцию его развития. Без создания полноценной, теоретически обоснованной концепции развития нотариата в России, в полной мере сочетающей в себе одновременно и публичный, и частный интересы, не удастся усовершенствовать модель формирования и построения российского нотариата, не получится сделать его приспособленным к нуждам государства и общества. По нашему мнению, самым главным итогом организационной, правовой и финансовой реформы системы нотариата в России должен стать порядок, при котором нотариус превратился бы в беспристрастного советника сторон нотариального акта, стал доверенным лицом по правовым вопросам. О правильности такого подхода говорит опыт развития стран, традиционно входящих в систему Латинского нотариата, т. е. Франции, Германии, Швейцарии, Италии и т. д. Итак, остановимся на наиболее важных, с нашей точки зрения, положениях реформирования системы нотариата в России.

Нотариус и недвижимость

Эта тема уже была широко освещена в предыдущих выпусках раздела <*>, тем не менее хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на следующее. ------------------------------------ <*> "Эж-Юрист" N 30 и 43.

Предполагаемая отмена обязательного нотариального удостоверения договоров об ипотеке возлагает на регистрирующие органы не только ответственность за законность регистрируемой сделки, но и ограниченную имущественную ответственность в случае признания ее недействительной в судебном порядке. С учетом принятых в последнее время законодательных норм <*>, предусматривающих обязательное выселение должников по ипотечным кредитам даже без согласия органов опеки и попечительства (это сделано в интересах банков-кредиторов, работающих по ипотечным программам, т. е. лишь одной стороны двусторонней сделки), весьма сомнительно, что регистрирующий орган в состоянии эффективно обеспечить и защитить права другой стороны сделки - гражданина и членов его семьи. Нотариус же способен оказать обеим сторонам содействие в согласовании их воли еще на этапе подготовки проекта сделки, т. е. на этапе реального волеизъявления, а не на его формальной фиксации в реестре. В этом случае не только ни одна из сторон не станет жертвой обмана, но и будет исключена возможность добросовестного заблуждения относительно значения и последствий условий сделки, а ведь ипотечная программа рассчитана прежде всего на людей семейных, имеющих стабильный социальный статус и высокооплачиваемую работу, т. е. на формирующийся в России средний класс. В этой связи не совсем ясно, кто и как будет защищать интересы должника в ипотечной сделке. ------------------------------------ <*> ГК и ЖК РФ.

Несмотря на то что не всем странам, входящим в систему Латинского нотариата, присуще обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, однако практически везде законодательно предусмотрены меры, стимулирующие граждан и организации обращаться к нотариусу <*>, так как роль нотариального удостоверения не только сводится к формально-юридическому аспекту, но и является сдерживающим фактором развития криминализации рынка недвижимости в любой стране. ------------------------------------ <*> Например, во Франции и Италии нотариус, удостоверив акт отчуждения недвижимого имущества, собирает вытекающие из этой сделки налоги, а в Германии нотариус обязан представить в кратчайшие сроки оригинальный нотариальный акт в государственные органы.

Если государство пока еще не готово пойти на возврат обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, установив при этом разделение полномочий нотариата и органов государственной регистрации <*>, было бы целесообразно как можно скорее предусмотреть в законодательстве процедуру возложения на нотариуса обязанности по передаче на государственную регистрацию нотариально удостоверенных договоров и иных необходимых документов и их получение после регистрации, имея в виду проведение органом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ускоренной (не более пяти рабочих дней) регистрации. ------------------------------------ <*> Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, утв. Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

Такой порядок не может быть реализован без изменения нормы об обязательном профессиональном страховании ответственности нотариуса в сторону ее значительного увеличения. Нельзя не согласиться с точкой зрения, гласящей, что уровень страхования профессиональной деятельности нотариуса в России сегодня совсем не связан со средней величиной дохода нотариальных контор, а ведь идея становления в России свободного нотариата предполагала сочетание высоких доходов нотариусов с повышенной гражданско-правовой ответственностью. С другой стороны, не дожидаясь изменения устаревшей нормы <*>, многие нотариусы, особенно в тех регионах, где объем нотариальных действий, подлежащих оценке, в ценовом выражении преобладает над объемом иных нотариальных действий, застрахованы не менее чем на один миллион рублей. Однако и этого, с нашей точки зрения, может оказаться недостаточно. В будущем целесообразно установить такой уровень страховки нотариуса, который в полном объеме покрывал бы размер удостоверенной сделки, ввести наряду с индивидуальным страхованием дополнительное обязательное коллективное солидарное страхование риска профессиональной ответственности нотариусов за счет средств нотариальных палат. Кроме того, необходимо обязать нотариуса сообщать клиенту, обратившемуся к нему за совершением нотариального действия, сведения о наличии страхового полиса. Лицо, удостоверившее сделку у нотариуса, в любом случае должно быть уверено, что в случае ошибки последнего оно получит возмещение в полном объеме. ------------------------------------ <*> Согласно ст. 18 Основ законодательства о нотариате страховая сумма не может быть меньше 100-кратного размера оплаты труда, т. е. 10000 рублей.

Сегодня в России законодательно закреплена за двумя институтами - нотариатом и системой государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней - обязанность проводить контроль за соблюдением требований закона любыми субъектами рынка недвижимости, гарантировать устойчивость и стабильность прав на объекты недвижимого имущества, а также исключать возможность скрывать от налогообложения суммы, переходящие в оплату недвижимости. Кроме них, на рынке недвижимости существует еще одна большая группа участников, частично возложившая на себя полномочия по обеспечению юридической защиты прав покупателей и продавцов, особенно после отмены обязательной нотариальной формы сделок купли-продажи недвижимости. Речь идет о корпорации риэлторов. Деятельность этих фирм, как мы писали ранее, строится по коммерческому принципу, их имущественная ответственность за причиненный ущерб ограничивается размером платы за консультационные услуги, что не идет ни в какое сравнение с установленной законодательством полной имущественной ответственностью нотариуса <*>, и, что особенно печально, деятельность риэлтерских компаний никак не содействует легализации оборота денежных средств на рынке недвижимости, а скорее наоборот, имеются в виду расчеты между сторонами сделки с использованием банковской ячейки. Одним из путей решения этой проблемы является оплата приобретаемого объекта недвижимости с использованием депозита нотариуса. ------------------------------------ <*> Ст. 16 и 17 Основ законодательства о нотариате.

Депозит нотариуса

Под депозитом в нотариальной практике понимается передача должником нотариусу на хранение денежных сумм и ценных бумаг для передачи их кредитору. С согласия кредитора либо по решению суда денежные суммы и ценные бумаги могут быть возращены внесшему их в депозит должнику <*>. ------------------------------------ <*> Ст. 87 и 88 Основ законодательства о нотариате.

Согласно ст. 87 Основ нотариус принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги только в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. Статья 327 ГК РФ определяет основания, по которым осуществляется передача в депозит денежных средств и ценных бумаг, причем данный перечень является исчерпывающим. Принятие в депозит осуществляется по месту исполнения обязательства, которое определяется в соответствии со ст. 316 ГК РФ. Статья 327 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для передачи денег и ценных бумаг в депозит нотариуса. Вместе с тем ст. 1172 ГК РФ установлено, что при принятии мер по охране наследства входящие в состав наследства наличные деньги вносятся в депозит нотариуса. В депозит нотариуса могут быть переданы: закладная при ее залоге, входящие в состав наследства наличные денежные средства наследодателя. Нотариус также может принять в депозит денежные суммы и ценные бумаги в уплату процентов по долговым обязательствам, соответствующие договоры о которых были заключены при его участии. Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" при осуществлении прав по закладной и исполнении обеспеченного ипотекой обязательства установлено, что в случае передачи закладной в депозит нотариуса при залоге закладной должник по обеспеченному ипотекой обязательству исполняет свое обязательство внесением долга в депозит нотариуса. Несмотря на сложившуюся практику использования услуг банков для расчета между сторонами при исполнении сделки по переходу права собственности на объект недвижимости, в интересах государства для легализации оборота денежных средств на рынке недвижимости было бы целесообразно закрепить на законодательном уровне в качестве диспозитивной нормы право нотариуса, в случаях удостоверения им сделок и представления нотариально удостоверенных документов на государственную регистрацию принимать в депозит денежные суммы для расчетов за отчуждаемое недвижимое имущество. Неоспоримым преимуществом этой схемы станет стимулирование участников сделки указывать в договоре реальную стоимость объекта, так как денежные средства, подлежащие уплате за объект недвижимости, должны будут быть внесены покупателем на расчетный счет нотариуса в полном объеме и в валюте Российской Федерации. Нотариус, удостоверивший сделку, обязан передать денежные средства приобретателю объекта недвижимости после завершения процедуры государственной регистрации, причем в этом случае только нотариус без доверенности имеет право сдать все необходимые документы на государственную регистрацию и получить их после ее проведения.

Налоговый агент

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Абсолютная прозрачность нотариальной деятельности, следующая из его публично-правового статуса, служит препятствием к уклонению от уплаты налогов с имущества, ставшего предметом нотариального акта. Кроме того, возложение на нотариат роли налогового агента, несомненно, стимулировало бы рост поступлений в бюджет. Сегодня нотариусы России ввиду своей малочисленности и уровня доходов не входят в категорию крупных налогоплательщиков <*>, однако, по мнению Федеральной налоговой службы, они попадают в категорию одних из самых добросовестных налогоплательщиков. Так почему бы государству не использовать и этот потенциал российского нотариата? ------------------------------------ <*> По оценке экономистов, с учетом вступающей в силу с 1 января 2005 г. главы 25.3 НК РФ доходы нотариусов сократятся не менее чем в 2 - 3 раза в зависимости от региона.

Изменения в законодательство, которые предоставят нотариусу право принимать в депозит денежные суммы в уплату налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты, и возложение на него функции налогового агента по им же удостоверенным сделкам, во-первых, ускорят поступление налогов в бюджеты, а во-вторых, разгрузят налоговые органы в части функций по начислению налогов по нотариально удостоверенным сделкам.

Ограничение доступа к нотариальной профессии

Как уже было сказано выше, учитывая публично-правовой статус нотариальной деятельности, государство обязано регулировать численность нотариусов в нотариальных округах, делать порядок замещения должности нотариуса конкурсным, а не заявительным. Количество нотариусов в каждом нотариальном округе должно устанавливаться в зависимости от численности населения и размера территории. Определив подп. 28 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ <*> в качестве полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации право самостоятельно за счет средств своего бюджета определять границы нотариальных округов в пределах территории субъекта РФ, государство должно установить четкие критерии определения численности нотариусов в Российской Федерации (например, один нотариус на 20000 человек), при этом должно учитываться обязательное наличие нотариуса в каждом нотариальном округе и реальное обеспечение нотариальной помощи не только в крупных городах, но и на всей территории РФ, включая отдаленные регионы. ------------------------------------ <*> В редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ.

Расширение перечня нотариальных действий

Это один из самых важных вопросов дальнейшего поступательного эффективного развития нотариата. Кроме того, он напрямую связан с обеспечением уровня достаточной финансовой обеспеченности института, работающего на условиях самофинансирования, так как частнопрактикующий нотариус сочетает личную заинтересованность в результатах своей деятельности с исполнением публичных обязанностей. Согласно ст. 23 Основ доходом частнопрактикующего нотариуса являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Последнее время прослеживается тенденция постепенного вытеснения нотариата из сферы обеспечения безопасности отношений, связанных с переходом права собственности на недвижимое имущество и делается это как путем прямого указания в законе, так и экономическими методами (на удостоверение договора об ипотеке жилого помещения, которое является пока еще обязательным, у нотариуса уходит до двух часов рабочего времени при размере нотариального тарифа 200 рублей <*>). ------------------------------------ <*> Подп. 4 п. 1 ст. 333.24 главы 25.3 НК РФ.

С учетом существующей тенденции расширение перечня обязательных нотариальных действий может пойти только в направлении нотариальных действий, не подлежащих оценке, обладающих низкой доходностью и не требующих высокой квалификации (например, доверенности). Расширение же перечня необязательных нотариальных действий, имеющих высокую степень доходности, по мнению государства, если и может иметь тенденцию к увеличению, то должно неизбежно сопровождаться уменьшением размера нотариального тарифа. Такая позиция может самым негативным образом сказаться на уровне профессиональных требований для получения должности нотариуса, а нотариусы, уже допущенные к осуществлению нотариальной деятельности, не будут заинтересованы в совершенствовании профессиональной подготовки, что приведет к постепенной миграции наиболее квалифицированной части нотариата в смежные юридические профессии. Учитывая тот фактор, что в Российской Федерации при подготовке и рассмотрении проектов законов не введена практика подготовки обязательного полноценного экономического обоснования той или иной законодательной нормы, установленный нотариальный тариф в итоге может стать экономически не выгоден нотариусу и возможность совершения нотариального действия по требованию одной из сторон (диспозитивная норма) для граждан и организаций превратится в чисто декларативную.

Исполнительная надпись нотариуса

Многие страны, входящие в систему латинского нотариата, допускают наряду с принудительным исполнением на основе решения суда также и принудительное исполнение на основе официального документа, составленного нотариусом не только для требований выплаты денежных сумм, но и всех без исключения требований. Гарантия требования составленным нотариусом документом равноценна гарантии требования судебным приговорам. Во многих странах мира законодательство вводит упрощенные процедуры рассмотрения некоторых категорий дел (простых, бесспорных). Упрощенное производство может принимать различные формы. В российском гражданском судопроизводстве одной из форм упрощенного производства выступал судебный приказ, а также исполнительная надпись нотариуса. Исполнительная надпись нотариуса - это распоряжение нотариуса о взыскании с должника в пользу кредитора (взыскателя) суммы задолженности либо об истребовании имущества от должника, имеющее силу исполнительного листа <*>. Через исполнительную надпись нотариат осуществляет свою предупредительно-профилактическую функцию в обществе. Обеспечивая в равной степени беспристрастность судьи и нотариуса, закон устанавливает основное различие между этими правовыми институтами по критерию спорности либо бесспорности права. Если существует спор - это компетенция суда, если спора нет - в дело вступает нотариус. ------------------------------------ <*> Нотариальное право России / Под ред. проф. В. В. Яркова. С. 344.

Осуществляя предупредительно-профилактическую функцию, нотариат облегчает работу судебных органов и сокращает расходы юридических и физических лиц на осуществление правосудия: - нотариус предупреждает споры на этапе согласования условий сделки; - значительно облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров и процесс доказывания в суде; - уменьшает количество дел в судах, принимая на себя дела бесспорного характера. Кроме освобождения суда от массы гражданских дел, это еще и колоссальная экономия временных и финансовых ресурсов, которые сегодня уходят на оформление судебных дел; ведь по каждому заявлению необходимо завести гражданское дело, зарегистрировать его в журнале, составить протокол судебного заседания, разослать повестки, написать приказ. Институт исполнительных надписей в соответствии со ст. 89 Основ обеспечивается путем оформления в упрощенном порядке взыскания долга с недобросовестных должников без их вызова в нотариальную контору. Поскольку у нотариуса нет собственного аппарата принудительного исполнения, то, совершая исполнительную надпись, он обязывает суд принять меры к принудительному исполнению, взыскать задолженность или истребовать имущество от должника. Согласно ст. 90 Основ перечень документов, по которым задолженность может быть взыскана в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи, устанавливается Правительством Российской Федерации. До недавнего времени возможность применения названной статьи не вызывала каких-либо сомнений. Исполнительные надписи совершались нотариусами в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР 11 марта 1976 года (с изменениями и дополнениями) "Об утверждении Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия". Тем не менее ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ, в числе документов, подлежащих исполнению судебными приставами, исполнительные надписи нотариусов не называет. Упоминания в п. 8 ст. 7 этого Федерального закона о постановлениях иных органов в случаях, предусмотренных федеральными законами, явно недостаточно. Это подтверждается и тем, что, например, отдельные нотариусы отказывают в совершении исполнительных надписей на том основании, что судебные приставы не принимают их к исполнению. Статьей 96 Основ установлено, что по просьбе чекодержателя нотариус в случае неоплаты чека совершает исполнительную надпись. Вместе с тем опротестованные нотариусом векселя также не содержатся в п. 1 ст. 7 Федерального закона об исполнительном производстве. Кроме того, в ст. 93 Основ положение о том, что взыскание по исполнительной надписи производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений, не может быть реализовано, поскольку Гражданский процессуальный кодекс РСФСР утратил силу, а новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый в 2002 году, не содержит норм, регулирующих порядок взыскания по исполнительным надписям нотариусов. Для обращения взыскания на заложенное имущество по общему правилу необходимо решение суда. Вместе с тем удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога. Это положение ст. 349 ГК практически сведено на нет Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ, не включившим такие соглашения в число исполнительных документов. Взыскание задолженности с помощью исполнительной надписи нотариуса намного предпочтительнее, чем в судебном порядке. Во-первых, нотариус совершает исполнительную надпись в день обращения к нему, следовательно, кредитор имеет большой выигрыш во времени. Во-вторых, государственная пошлина (тариф) в соответствии с новой главой 25.3 Налогового кодекса "Государственная пошлина" за совершение исполнительной надписи составляет всего 0,5 процента от взыскиваемой суммы, но не более 20000 рублей, тогда как размер пошлины в суде при подаче заявлений о вынесении судебного приказа составляет 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера, а это 2% и более, при этом верхнего предела по ставке не существует. В-третьих, исполнительная надпись может быть сразу предъявлена к взысканию, тогда как судебное решение обращается к взысканию лишь после его вступления в законную силу. В случае обжалования решения момент его обращения к исполнению откладывается.

Историческая справка

Во Франции в XIV веке государство под соблазном получить как можно больше налогов в казну, а в те времена существовал особый сбор за занятие определенной государственной должности, без учета реальных потребностей населения в нотариальных услугах непомерно увеличило количество нотариусов (приблизительно до 13000 человек), однако нотариальной корпорации удалось найти рациональные аргументы против и сдержать создание неограниченного количества новых нотариальных контор.

Декрет о суде от 7 марта 1918 г. N 2 в развитие и дополнение Декрета о суде от 24 ноября 1917 г. в одной из своих статей содержал следующее положение: "Статья 11. Надписи о понудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам, на основании правил о понудительном исполнении, делаются нотариусами, а в местностях, где таковых нет, лицами, их заменяющими, причем эти лица, а равно нотариусы, взимают пошлину и прочие сборы в установленном размере". ГПК РСФСР 1964 г. отнес исполнительные надписи нотариальных органов к исполнительным документам. Вместе с тем в 1985 г. введение единоличного порядка вынесения судьей постановления о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей ознаменовало собой начало возврата к приказному производству. Изменения и дополнения ГПК РСФСР, принятые в 1995 году, возродили судебный приказ окончательно.

Пока верстался номер

10 декабря 2004 года прошло очередное собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ, где была принята резолюция "Об основных направлениях развития нотариата", которая приняла решение о подготовке нового федерального закона о нотариальной деятельности и обозначила его основные приоритеты. Являясь членом Международного союза стран латинского нотариата (МСЛН), обладающего серьезным политическим весом <*> (он включает в себя 73 страны) и функционирующего почти во всех странах Европейского союза, за исключением Великобритании, Дании, Финляндии и Швеции, российский нотариат должен более эффективно использовать потенциал МСЛН для упорядочивания своих взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, изучения и внедрения позитивного опыта зарубежных нотариальных систем, что особенно актуально при подготовке проекта нового закона. ------------------------ <*> Интересы МСЛН представлены при ООН, ЮНЕСКО, Гаагской конвенции по международному частному праву, Европейской комиссии и Европейском парламенте, Совете Европы и других международных организациях.

Название документа