Обязана ли организация-работодатель направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан"?
Ответ: Пунктом 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан" (далее - Приказ N 55н) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в связи с чем:
определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2010 г., составить поименные списки работников (выверенные с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности и направить их в учреждения здравоохранения, осуществляющие дополнительную диспансеризацию;
определить учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи по специальностям: "терапия", "офтальмология", "неврология", "акушерство и гинекология", "хирургия", "рентгенология" и "клиническая лабораторная диагностика", для осуществления дополнительной диспансеризации. В случае отсутствия у учреждения здравоохранения, осуществляющего дополнительную диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения дополнительной диспансеризации в полном объеме, определить учреждение здравоохранения, имеющее лицензию на требуемые виды работ (услуг), для заключения между указанными учреждениями здравоохранения договора о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению дополнительной диспансеризации;
согласовывать планы-графики и время проведения дополнительной диспансеризации, разрабатываемые учреждениями здравоохранения, участвующими в ее проведении;
довести сведения об учреждениях здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации, до руководителей организаций, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации;
представлять в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчеты по результатам проведения дополнительной диспансеризации по формам N N 12-Д-1-10 и 12-Д-2-10, утвержденным Приказом N 55н, в установленные сроки.
Согласно п. 5 Порядка и объема проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных Приказом N 55н, дополнительная диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения в установленные дни и часы в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации.
При этом необходимо учесть, что граждане, в отношении которых в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 N 860 "О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях", от 24.12.2007 N 921 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008, 2009 гг., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.
Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 г., в случае если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.
Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а трудовую деятельность осуществляющий в другом, может пройти дополнительную диспансеризацию по месту работы или по месту жительства.
Правилами предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1146, установлено, что дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не предусмотрена обязанность работодателя направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации в соответствии с Приказом N 55н.
Таким образом, организация-работодатель не обязана направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации в соответствии с Приказом N 55н. Отметим, что подобную обязанность организация может закрепить в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником (законодательные препятствия к этому отсутствуют), однако за неисполнение подобной обязанности (равно как и непрохождение работником такой диспансеризации) действующее законодательство ответственность для работодателя не предусматривает.
Ю. К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.06.2010