В 2009 г. физическое лицо оплатило обучение дочери - студентки дневного отделения вуза. Договор, лицензия, справка о том, что она является студенткой, - все есть. Оплата осуществлена через банк путем внесения наличных денег. Есть квитанция банка с круглой печатью, письмо-подтверждение из института со всеми реквизитами в адрес ИФНС России, где указаны Ф. И. О. физического лица, номер договора на обучение, Ф. И. О. дочери, наименование получателя (института), сумма, банковские реквизиты получателя. В ИФНС России не приняли документы, указав, что для подтверждения социального вычета по НДФЛ необходимо также платежное поручение. Правомерно ли требование налоговых органов? Как следует действовать физическому лицу, учитывая, что срок сдачи декларации - до 30 апреля?
Ответ: Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ плательщику НДФЛ предоставлено право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.
Таким образом, НК РФ не конкретизирует перечень платежных документов, представляемых с целью получения социального вычета. Иными словами, налогоплательщик вправе воспользоваться указанным вычетом, подтвердив фактические расходы любым из имеющихся у него документов. Поэтому в данном случае требование налоговой инспекции о представлении платежного поручения считаем незаконным. Аналогичный вывод можно сделать из анализа писем Минфина России. Например, в Письме от 18.03.2010 N 03-04-05/7-109 отмечено, что подтверждающими документами, в частности, могут являться:
- договор или иной документ с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
- копия лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) заведения, если в договоре на обучение отсутствует ссылка на лицензию;
- любые платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки контрольно-кассового терминала, платежные поручения, банковские выписки и иные документы), подтверждающие оплату за обучение.
Отмечаем также, что срок сдачи декларации до 30 апреля установлен лишь для тех категорий налогоплательщиков, которые представляют налоговую декларацию в обязательном порядке и указаны в ст. ст. 227, 228 НК РФ (например, физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи собственного имущества).
Для других же физических лиц, не имеющих обязанности по представлению налоговой декларации, в частности заявляющих социальные или имущественные налоговые вычеты, ограничений, касающихся сроков представления налоговой декларации, действующим налоговым законодательством не предусмотрено, кроме сроков, установленных в п. 7 ст. 78 НК РФ. Так, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
Пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Поэтому в данной ситуации рекомендуем воспользоваться правом на представление декларации по почте, приложив к ней документы, подтверждающие право на предоставление социального вычета. Как сказано в вышеуказанном пункте ст. 80 НК РФ, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме. Если же налоговая инспекция примет решение об отказе в предоставлении вычета, то рекомендуем обжаловать его в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Причем в данном случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (ст. 138 НК РФ).
С. А.Скобелева
Консалтинговая группа "Аюдар"
19.06.2010