Согласно одобрению типа транспортного средства, выданному на ввезенный (импортированный) на территорию Российской Федерации автомобиль, категория этого транспортного средства определена как N1. На том основании, что эта категория соответствует категории "B" по классификации транспортных средств, предусмотренной Венской конвенцией, при ввозе указанный автомобиль был классифицирован как легковой и в связи с этим по операции его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации была начислена соответствующая сумма акциза. Правомерно ли обложение акцизом указанного автомобиля?
Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ к подакцизным товарам отнесены легковые автомобили.
В силу пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" основным документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, определен паспорт транспортного средства (далее - ПТС).
При этом согласно п. 2 названного Постановления, а также п. 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС)) на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997 (а на транспортные средства с электродвигателем - после 07.08.2008), ПТС выдаются таможенными органами Российской Федерации. Одновременно в названном Положении о ПТС установлено, что паспорта выдаются таможенными органами только при наличии на транспортные средства одобрения типа транспортного средства.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации, которая проводится в соответствии с Правилами по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19.
В ходе проведения сертификации транспортных средств осуществляется процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок заявляется соответствие транспортного средства перечню обязательных при сертификации нормативных документов, включая Правила Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), и положительный результат которой удостоверяется выдачей одобрения типа транспортного средства.
Таким образом, одобрение типа транспортного средства - это сертификат соответствия на автотранспортные средства.
Одновременно в процессе сертификации органом сертификации определяется категория сертифицируемого транспортного средства с учетом его технических характеристик и особенностей конструкции и с использованием классификации, установленной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее - КВТ ЕЭК ООН).
При этом согласно Приложению 10а к вышеназванным Правилам по сертификации ЕЭК ООН категория транспортного средства в одобрении указывается по Классификации и системе обозначения автомобильных транспортных средств, указанной в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств, принятой КВТ ЕЭК ООН.
В то же время в соответствии с п. 28 Положения о ПТС в строке ПТС "4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968.
Поскольку категория транспортного средства, указанная в ПТС, должна соответствовать сведениям, указанным в одобрении, в Приложении N 3 к Положению о ПТС предусмотрена Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (далее - Сравнительная таблица), в соответствии с которой осуществляется перевод категорий транспортных средств, указанных в одобрении, в категории транспортных средств, указываемых в ПТС по классификации Венской конвенции.
Как следует из данных Сравнительной таблицы, транспортным средствам категории "B" (т. е. по классификации, принятой Венской конвенцией) соответствуют следующие категории транспортных средств по классификации, принятой КВТ ЕЭК ООН:
M1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, кроме места водителя;
M1C - механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль-дом);
N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.
Таким образом, категория "B" по классификации, принятой Венской конвенцией, в равной степени может быть присвоена автотранспортным средствам различного типа и назначения, поскольку в этой категории классифицируются как транспортные средства для перевозки пассажиров, то есть легковые автомобили, так и малотоннажные транспортные средства для перевозки грузов, то есть грузовые автомобили.
Вместе с тем в рассматриваемом случае в одобрении (сертификате соответствия), выданном на ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации автомобиль, категория данного транспортного средства по классификации, принятой КВТ ЕЭК ООН, определена как N1.
Следовательно, исходя из вышеизложенного определения этой категории транспортных средств, приведенного в Сравнительной таблице, ввезенное транспортное средство характеризуется как малотоннажный грузовой автомобиль и в связи с этим не может рассматриваться как подакцизный товар.
И. А.Давыдова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
18.06.2010