Торговая организация реализует продукты питания, доставляя их по желанию покупателя в согласованное с покупателем время по указанному им адресу. Доставляемые товары упакованы фирмами-производителями, но, несмотря на это, в целях сохранения качества и свежести товара торговая организация перед доставкой расфасовывает продукты с учетом их свойств: каждый тип продуктов упаковывается в специальную тару - в картонные коробки для консервов, в пластиковые пакеты для гастрономических товаров, в термопакеты для замороженных полуфабрикатов, в картонные контейнеры для яиц и т. д. Вправе ли организация учитывать затраты на дополнительную упаковку продуктов в расходах в целях исчисления налога на прибыль, учитывая, что продукты уже имеют упаковку (заводскую или магазинную)?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку).
Таким образом, если без дополнительной упаковки существует риск потери качества и свежести товара, то при наличии документального подтверждения затрат на дополнительную упаковку продуктов торговая организация вправе учитывать эти затраты в расходах в целях налогообложения прибыли, несмотря на то, что продукты уже имеют упаковку (заводскую или магазинную).
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
18.06.2010