Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности

Организация, не согласившись с решением налогового органа, обратилась в арбитражный суд с указанием на нарушение существенных условий процедуры проведения налоговой проверки, а именно: налоговым органом был нарушен 2-месячный срок проведения проверки.

Налоговый орган в обоснование своей позиции указал, что проверка была начата 25.01.2010 и окончена 23.04.2010, при проведении проверки было принято решение о ее приостановлении. Проведение проверки приостанавливалось на период с 01.03.2010 по 23.03.2010. Общий срок фактической проверки составил 47 дней, в связи с чем срок нахождения налогового органа на территории организации нарушен не был. Является ли позиция налогового органа правомерной?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Пунктом 9 ст. 89 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации); получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П определено, что налоговые органы наделены правом как проводить проверки и определять их продолжительность в установленных рамках, так и принимать в необходимых случаях решение об их приостановлении. Пунктом 3.2 Постановления установлено, что срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.

Из вышеперечисленных норм следует, что при приостановлении налоговой проверки приостанавливается и двухмесячный срок, установленный п. 6 ст. 89 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации налоговый орган ссылается на приостановление налоговой проверки, в результате которой общий срок проверки составил всего 47 дней, то есть двухмесячный срок нарушен не был.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2008 N А82-1548/2007-27.

Таким образом, позиция налогового органа является правомерной.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.06.2010