МУП и муниципальное образование заключили договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Согласно акту приема-передачи имущества от 09.01.2013 в хозяйственное ведение МУП переданы распределительные сети электросетевого хозяйства напряжением 0,4 Кв
Право хозяйственного ведения МУП не было зарегистрировано.
Позднее энергоснабжающей организацией в адрес муниципального образования были направлены счета-фактуры об оплате электроэнергии.
Муниципальное образование отказалось от оплаты указанных в счетах-фактурах потерь электроэнергии, возникших в электросетевом хозяйстве с июня 2013 г. по октябрь 2013 г., с указанием на то, что сетевое хозяйство, в котором возникли потери, передано в хозяйственное ведение МУП.
Обязано ли муниципальное образование оплачивать потери электроэнергии в указанном электросетевом хозяйстве?
Ответ: Муниципальное образование не обязано оплачивать потери электроэнергии в электросетевом хозяйстве, которое фактически передано в хозяйственное ведение МУП.
Поскольку муниципальное образование передало электросетевое хозяйство в хозяйственное ведение МУП и оно не является владельцем электросетевого хозяйства, право хозяйственного ведения у МУП возникло с момента совершения фактической передачи распределительных сетей электросетевого хозяйства (то есть с момента документального закрепления воли собственника) и не зависит от момента регистрации такого права.
Обоснование: В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Следовательно, в данной ситуации совершить действия, связанные с государственной регистрацией права хозяйственного ведения, было обязано МУП. Однако в рассматриваемом вопросе указано, что такие действия им не произведены.
На основании абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) обязанность по оплате фактических потерь возложена как на сетевую организацию, так и на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства.
Согласно абз. 9 п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В силу абз. 2 п. 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил N 861, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, по нашему мнению, Правила N 861 распространяются и на лиц, владеющих на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителя.
Согласно п. 51 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В соответствии с п. 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Таким образом, на сетевых организациях лежит обязанность компенсировать фактические потери электроэнергии в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, а следовательно, отсутствие у организации на каком-либо титульном праве объекта электросетевого хозяйства означает и отсутствие у этой организации обязанности по оплате потерь электроэнергии, возникающих на таком объекте электросетевого хозяйства.
Например, ФАС Уральского округа, рассмотрев в Постановлении от 09.10.2013 N Ф09-10852/13 дело, по обстоятельствам которого имущество (электрические сети) было передано организации в отсутствие государственной регистрации права оперативного управления, по причине несовершения действий, связанных с государственной регистрацией указанного права его правообладателем, пришел к выводу о том, что право хозяйственного ведения возникло с момента совершения фактической передачи (то есть с момента документального закрепления воли собственника) и в данном случае не зависит от момента регистрации такого права. По рассмотренному делу суд вынес постановление о том, что муниципальное образование освобождается от оплаты потерь электрической энергии, так как электросетевое оборудование закреплено на праве хозяйственного ведения за третьим лицом.
В Определении ВАС РФ от 21.12.2012 N ВАС-13925/12 суд, установив факт того, что электросетевое оборудование закреплено на праве хозяйственного ведения за третьим лицом, пришел к выводу о том, что муниципальное образование, не являясь владельцем электросетевого хозяйства, не обязано оплачивать потери электроэнергии в электросетевом хозяйстве.
Выводы, сделанные судами, можно применить по аналогии к рассматриваемому вопросу.
Таким образом, право хозяйственного ведения у МУП возникло с момента совершения фактической передачи распределительных сетей электросетевого хозяйства (то есть с момента документального закрепления воли собственника) и не зависит от момента регистрации такого права.
Поскольку муниципальное образование передало электросетевое хозяйство в хозяйственное ведение МУП, оно не является владельцем электросетевого хозяйства.
Следовательно, считаем, что муниципальное образование не обязано оплачивать потери электроэнергии в электросетевом хозяйстве, которое фактически передано в хозяйственное ведение МУП.
А. А.Шелякова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.01.2014