Административным органом была проведена проверка магазина, принадлежащего ООО, на предмет соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В ходе проверки была обнаружена разница между Z-отчетом и суммой, находившейся в кассе, - в кассе имелся излишек денежных средств, что, по мнению административного органа, свидетельствовало о неприменении ООО контрольно-кассовой техники при расчетах с населением и влекло административную ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Поскольку ООО настаивает на том, что излишек денежных средств находился в кассе для сдачи, которая необходима для расчетов с населением, и не может свидетельствовать о факте неприменения контрольно-кассовой техники, может ли постановление о привлечении ООО к административной ответственности быть признано незаконным и отменено?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу п. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия), использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах или не включенной в Государственный реестр.

В рассматриваемом случае организация указала, что излишек денежных средств находился в кассе для сдачи.

Однако административный орган, обнаружив во время проверки излишек денежных средств, счел правомерным неприменение организацией контрольно-кассовых машин в данном случае.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 09.03.2010 N А53-26036/2009 пришел к выводу о том, что выявленные налоговым органом в ходе проверки излишки денежных средств в кассе общества в сумме 608 руб. сами по себе не свидетельствуют о факте неприменения работником общества контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателем. Налоговая инспекция не доказала, что выявленные излишки явились следствием продажи товаров без применения контрольно-кассовой техники.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2009 N А53-22962/2008-С4-7, ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2009 N Ф03-5409/2009.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации излишек денежных средств не является основанием для привлечения организации по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, постановление административного органа будет признано незаконным и отменено.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.06.2010