Территориальным органом Пенсионного фонда РФ по результатам проведения выездной проверки вынесено решение о привлечении организации к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Организация подала жалобу в вышестоящий орган ПФР на указанное решение. При этом организация (через своего представителя) желает участвовать в рассмотрении вышестоящим органом ПФР ее жалобы и давать соответствующие пояснения. Предусмотрена ли законодательством РФ возможность участия представителя организации в процессе рассмотрения жалобы? Имеет ли право плательщик страховых взносов обратиться в суд, если территориальный орган ПФР откажет ему в участии в рассмотрении жалобы?
Ответ: В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) организации являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы отнесены к органам, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов.
Территориальные органы ПФР вправе проводить выездные проверки организаций (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с этим в силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа (ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).
Решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 дней (ч. 3 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).
Вместе с этим Законом N 212-ФЗ прямо не установлено, что плательщик страховых взносов (или его представитель) вправе участвовать в процедуре рассмотрения жалобы и давать какие-либо пояснения. Обращаем внимание на то, что Законом N 212-ФЗ также не установлено, что пояснения плательщика страховых взносов могут (или должны) учитываться вышестоящим органом ПФР при принятии решения по жалобе. Кроме того, Законом N 212-ФЗ не определен порядок привлечения плательщика страховых взносов к участию в рассмотрении жалобы и даче пояснений. Таким образом, фактически территориальный орган ПФР, рассматривающий жалобу, не обязан удовлетворять просьбу плательщика страховых взносов об участии в рассмотрении жалобы (например, если такая просьба указана в самой жалобе плательщика).
Одновременно с этим следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок.
При этом в Законе N 212-ФЗ отсутствуют положения, которые ограничивали бы право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов пояснения, установленные п. 5 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, в период рассмотрения территориальным органом ПФР поданной плательщиком взносов жалобы.
Также следует обратить внимание на аналогичное право налогоплательщиков, закрепленное пп. 7 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ. Например, ВАС РФ в своем Определении от 24.06.2009 N ВАС-6140/09 сделал вывод, что предоставленное ст. 45 Конституции РФ право каждого на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, а также положения пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дают налогоплательщику право участвовать в рассмотрении апелляционных жалоб вышестоящим налоговым органом.
Таким образом, полагаем, что если плательщик страховых взносов считает, что его присутствие (или присутствие его представителя) при рассмотрении жалобы и дача пояснений являются необходимыми, то в вышестоящий орган ПФР в письменной (произвольной) форме целесообразно направить требование (или письмо) с просьбой о привлечении его к рассмотрению жалобы. В своем требовании (или письме) целесообразно просить территориальный орган ПФР дать письменный ответ на него.
Если же территориальный орган ПФР откажет плательщику страховых взносов (или его представителю) в участии в рассмотрении жалобы, то такой отказ может являться основанием для обращения плательщика в судебные органы в связи с нарушением права плательщиков взносов, установленного п. 5 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, в результате действий должностных лиц территориальных органов ПФР, выразившихся в таком отказе.
Право обратиться в суд на действия должностных лиц территориальных органов ПФР предоставлено плательщику страховых взносов ч. 1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ. От лица организации такое заявление об обжаловании может быть подано в арбитражный суд (ч. 3 ст. 54 Закона N 212-ФЗ). При этом полагаем, что в подаваемом в арбитражный суд заявлении плательщикам страховых взносов целесообразно, в частности, высказывать позицию о том, что дача пояснений является необходимой в ходе рассмотрения жалобы. К подаваемому заявлению целесообразно приложить обосновывающие документы, например, письменный отказ территориального органа ПФР.
Вместе с этим, поскольку судебная практика по данному вопросу до настоящего времени не сложилась, высказываться о том, какой позиции будут придерживаться судебные органы, не представляется возможным.
Д. И.Покшан
Пенсионный фонд РФ
11.06.2010