Территориальный орган ПФР направил организации уведомление о вызове плательщика страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) страховых взносов на ОПС. Камеральная проверка организации на момент направления уведомления территориальным органом ПФР не проводилась. Предусмотрена ли для организации и ее должностных лиц ответственность за непредставление пояснений в соответствии с полученным уведомлением?

Ответ: В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) организации являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов (ст. 3 Закона N 212-ФЗ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (форма 7 "Уведомление о вызове плательщика страховых взносов" определена в Приложении N 11 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н).

Таким образом, в силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ территориальные органы ПФР вправе вызывать организации для дачи пояснений как в рамках проведения камеральной проверки организации, так без проведения такой проверки - в связи с уплатой (перечислением) страховых взносов.

При этом следует обратить внимание на то, что п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ не определен исчерпывающий круг вопросов, по которым организация может быть вызвана для дачи пояснений. Фактически названным уведомлением от организации могут быть затребованы пояснения по всем вопросам, касающимся уплаты (перечисления) страховых взносов организацией.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое Законом N 212-ФЗ установлена ответственность.

Вместе с этим Законом N 212-ФЗ не предусмотрена ответственность организаций или их должностных лиц за непредставление пояснений в соответствии с полученным от территориального органа ПФР уведомлением.

При этом ч. 3 ст. 40 Закона N 212-ФЗ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством РФ о страховых взносах срок либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Таким образом, ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ прямо не предусмотрена административная ответственность должностных лиц организаций за непредставление ими пояснений в соответствии с полученным от территориального органа ПФР уведомлением. Фактически ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление именно документов. Вместе с этим полагаем, что на практике могут возникать ситуации, когда должностные лица территориальных органов ПФР будут расценивать непредставление пояснений как непредставление иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

В связи с этим в случае непредставления организацией пояснений на основании полученного от территориального органа ПФР письменного уведомления административный штраф для должностных лиц организации может составить от трехсот до пятисот рублей. Законодательство РФ не предусматривает, что к ответственности может быть привлечена сама организация.

Одновременно с этим стоит отметить, что в результате изменений в КоАП РФ, внесенных Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицам государственных внебюджетных фондов предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.3, 15.4, ч. 1 ст. 15.6, ч. 1 ст. 15.7, ст. 15.8 КоАП РФ (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды).

В силу п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных внебюджетных фондов не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ.

Кроме этого, КоАП РФ (в ред. Федерального закона N 380-ФЗ) не установлен круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.33 КоАП РФ.

Исходя из действующих положений КоАП РФ возбуждать производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ вправе только прокурор (ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ), а рассматривать дела по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ вправе судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

В связи с этим можно полагать, что для привлечения должностных лиц организации к ответственности по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ потребуется участие прокурора. Сами же должностные лица территориальных органов ПФР составлять протоколы об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ не вправе.

В дополнение стоит отметить, что судебная практика, свидетельствующая о том, что прокуроры возбуждают дела в отношении должностных лиц организаций по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ, к настоящему времени отсутствует.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

11.06.2010