Об основаниях для проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 июня 2010 г. N 9520-ИМ/Д23

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу об основаниях проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства и сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав) основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступление информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, а также причинение вреда окружающей среде, включающей в том числе землю.

В качестве одного из принципов земельного законодательства ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Использование земель не по целевому назначению, то есть без учета указанных выше факторов, объективно может нанести ущерб окружающей среде и, в частности, привести такие земли к деградации, например, в результате негативных воздействий хозяйственной деятельности, недопустимой в отношении конкретной категории земель.

Учитывая изложенное, Минэкономразвития России полагает, что поступление сведений о нарушении земельного законодательства, выразившемся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, или неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, является основанием для проведения проверки соблюдения земельного законодательства.

Вместе с тем действия нарушителя, связанные с самовольным занятием земельного участка или использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, направлены в первую очередь против имущественных прав законных владельцев земельных участков и необязательно влекут причинение вреда окружающей среде.

В связи с этим поступление информации об указанных выше правонарушениях не может стать основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона о защите прав.

И. Е.МАНЫЛОВ

10.06.2010