Об обеспечении исполнения государственного (муниципального) контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2010 г. N Д22-802
Департамент развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу обеспечения исполнения государственного контракта и сообщает свое мнение.
Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Положениями Закона предусмотрена возможность установления со стороны заказчика требований, в том числе обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта.
Обеспечение исполнения контракта как обеспечительная мера, предусмотренная Законом, направлена на защиту государственных и муниципальных заказчиков, а также расходуемых ими бюджетных средств от недобросовестных участников размещения заказов. Данная мера является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и ее твердых намерений и гарантий при исполнении государственного, муниципального контракта.
В соответствии с положениями Закона (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 Закона, п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона) заказчик, уполномоченный орган вправе, а в отдельных случаях обязан (если цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%) устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
Способы обеспечения исполнения определены положениями Закона (ч. 4 ст. 29 Закона, ч. 4 ст. 38 Закона). Это безотзывная банковская гарантия, страхование ответственности по контракту, договор поручительства или передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Способ обеспечения исполнения контракта из указанных способов определяется участником конкурса, аукциона самостоятельно. Исключением является предусмотренное положениями Закона право заказчика, уполномоченного органа устанавливать в конкурсной документации, документации об аукционе, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается.
Обеспечительные меры, связанные с обеспечением исполнения контрактов, призваны повысить уровень защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных поставщиков, сократить риски, связанные с утратой предоставленного авансового платежа и неисполнением контрактов.
Одновременно необходимо отметить, что ст. 15 Закона предусмотрена возможность проведения заказчиками специальных процедур размещения заказа, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства.
В целях поддержки субъектов малого предпринимательства к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, в том числе к открытым аукционам в электронной форме, Минэкономразвития России разработало и внесло (Письмо от 13.03.2010 N 3618-ЭН/Д22) в Правительство Российской Федерации законопроект, в соответствии с которым предусмотрен сниженный с 5% до 2% от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов малого предпринимательства согласно ст. 15 Закона.
Установление сниженного предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Заместитель директора
Департамента развития конкуренции
А. Т.КАТАМАДЗЕ
09.06.2010