Новые положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

(Дракина М. Н.) ("Юрист", 2004, N 12) Текст документа

НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

М. Н. ДРАКИНА

Дракина М. Н., ОАО "ИМПЭКСБАНК", филиал "Орловский".

В настоящее время происходят существенные изменения в банковском законодательстве, формируется система страхования вкладов, внедряются новые принципы надзора со стороны ЦБ. Изменения коснулись и норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) банков. Актуальность происходящих перемен еще раз подчеркнули события в банковской сфере в мае - июле этого года, приведшие к отзыву лицензий у нескольких банков. В юридической литературе давно признано, что система кредитных организаций обеспечивает не только аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны. Именно от надежности данной системы зависит бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, поэтому вопросы обеспечения устойчивости национальной системы кредитных организаций всегда актуальны для любого государства <*>. -------------------------------- <*> См.: Тосунян Г. А. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. М.: Дело, 2002. С. 9.

Банкротство банков, как и банкротство иных субъектов предпринимательской деятельности, - объективный рыночный процесс. Однако банкротство банка и банкротство любого другого юридического лица - явления, различные по своей сути. Банкротство банка, кредиторами которого являются тысячи физических и юридических лиц, способно нанести ущерб не только интересам отдельных кредиторов, но и финансовой системе в целом. Поэтому действующее законодательство о банкротстве банков должно в максимальной мере быть направлено на защиту интересов кредиторов. Банкротство кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*>, нормы которого носят общий характер, Федеральным законом от 25.02.1999. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <**>, нормы которого являются специальными по отношению к Федеральному закону N 127-ФЗ. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" применяется к отношениям, связанным с банкротством кредитных организаций, с учетом тех специфических особенностей, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Значение последнего заключается в том, что он, учитывая специфику такой особой категории должников, какую представляют собой кредитные организации, предусматривает связанные с этим специфические особенности их банкротства. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. <**> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

Согласно п. 2 ст. 181 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ст. 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" наличие приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является необходимым условием принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о признании данной кредитной организации банкротом. Процедура отзыва лицензии регламентируется Положением ЦБ РФ от 02.04.1999 N 264 (ред. от 19.08.2003) "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации" <*>. Основания для отзыва лицензии установлены ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.07.2004) "О банках и банковской деятельности" <**>. Необходимо отметить, что до недавнего времени ст. 20 предусматривала только право Банка России на отзыв лицензии у кредитной организации. Однако Федеральным законом от 19.06.2001 N 82-ФЗ в ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности" были внесены принципиальные изменения, согласно которым Банк России в определенных случаях обязан отозвать лицензию у кредитной организации. В частности, если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Закрепление такой обязанности имеет большое значение для кредиторов, поскольку, как уже было отмечено, арбитражный суд может принять к рассмотрению заявление о признании банка банкротом только после отзыва у последнего лицензии. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 1999. N 16. <**> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Следует подчеркнуть, что при банкротстве банков сейчас применяется единственная судебная процедура - конкурсное производство. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" специального определения такой процедуре банкротства, как конкурсное производство, не дает. Универсальное определение конкурсного производства, применимое и к кредитным организациям-должникам, дано в ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Под конкурсным производством понимается процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В соответствии со статьями 181 и 182 действующего ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении кредитной организации не предусматривается возможность введения процедуры наблюдения по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом, а также иных процедур. В связи с этим в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" внесены соответствующие изменения, согласно которым нормы специального закона приведены в соответствие с нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Эти и многие другие изменения внесены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 2004. 26 августа. N 183.

Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования и применяется в отношении дел о банкротстве кредитных организаций, производство по которым возбуждено после дня его вступления в силу. Коррективы, внесенные в Закон, направлены на снижение риска несостоятельности и финансовое оздоровление кредитных организаций, ускорение процедуры банкротства, предотвращение случаев преднамеренного банкротства и защиту интересов кредиторов, обеспечение прозрачности действий конкурсного управляющего, повышение уровня ответственности за его действия. Новеллой являются положения, ужесточающие ответственность руководителей и собственников банка за действия, приведшие к банкротству. Согласно новой редакции ст. 14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в случае банкротства кредитной организации по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, на указанных лиц судом, арбитражным судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации (п. 1 ст. 14). Закон дополнен новыми главами VI.1 "Производство по делу о банкротстве кредитной организации" и VI.2 "Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом". Срок неплатежеспособности банка, по истечении которого арбитражным судом может быть принято заявление о признании банка банкротом и производство по делу возбуждено, сокращен с одного месяца до 14 дней (ст. 50.7 Закона в новой редакции). Установлено, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ, не проводится. Проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве (ст. 50.10 Закона в новой редакции). Существенные изменения коснулись статуса арбитражного (конкурсного) управляющего. Усилен контроль за его действиями, которые будут более прозрачными для арбитражного суда, кредиторов и Банка России за счет увеличения числа и объема публикаций и отчетов о ходе конкурсного производства, которые обязан осуществлять конкурсный управляющий. Кроме того, расширены возможности получения кредиторами у конкурсного управляющего интересующей их информации, в том числе о сделках кредитной организации, судебных актах по делу о банкротстве, публикуемых сведениях о конкурсном производстве. Предусмотрена возможность проверки Банком России деятельности конкурсного управляющего. Впервые введен институт сметы текущих расходов, в соответствии с которой должны осуществляться все затраты на проведение конкурсного производства. Новеллой является участие "корпоративного ликвидатора" - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". На Агентство возлагаются полномочия арбитражного (конкурсного) управляющего при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, а также при непредставлении в арбитражный суд в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего - физического лица, и в случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего - физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. Конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации - должника также утверждается Агентство. Прозрачность и подконтрольность деятельности корпоративного ликвидатора, минимизация расходов на ликвидацию и ее сроков, неподверженность влиянию со стороны заинтересованных лиц, большие организационные возможности по поиску активов, возможность квалифицированной организации судебных разбирательств повысят эффективность и прозрачность ликвидационных процедур. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций. С целью сокращения сроков работы по установлению требований кредиторов и ускорения расчетов с кредиторами вводится упрощенный порядок установления требований кредиторов: в ходе конкурсного производства они устанавливаются не арбитражным судом, а конкурсным управляющим. Кроме того, требования кредиторов первой и второй очередей могут быть включены конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов без письменного заявления кредитора на основании сведений, имеющихся в кредитной организации. Это представляется обоснованным, поскольку размер требований кредиторов - физических лиц по договору банковского вклада, являющихся кредиторами первой очереди, подтверждается соответствующими записями по счетам бухгалтерского учета банка и является бесспорным в части суммы вклада и процентов по нему. В случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим соответствующих требований последние устанавливаются арбитражным судом. Кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства. Кроме того, требования кредиторами могут быть заявлены и внесены в реестр требований в период деятельности в кредитной организации временной администрации. Очередность удовлетворения требований кредиторов также претерпела определенные изменения. Как известно, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 134) устанавливает три очереди, согласно которым удовлетворяются требования кредиторов. Так, в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовым договорам, по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь - расчеты с другими кредиторами. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. В новой редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (ст. 50.36) определена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов. Первая очередь разбита на несколько "подгрупп". Первая "подгруппа" полностью совпадает с первой очередью, устанавливаемой общим Законом "О несостоятельности (банкротстве)", - требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также осуществляется компенсация морального вреда. Вторая подгруппа - требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением счетов, открытых в связи с предпринимательской деятельностью). Далее - требования Агентства по страхованию вкладов, перешедшие к нему в результате осуществления выплат вкладчикам в рамках системы страхования вкладов. Следующая подгруппа - требования Банка России, перешедшие к нему в результате осуществления выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов. Таков состав требований первой очереди. Вторая и третья очереди совпадают с заявленными в Законе "О несостоятельности (банкротстве)", но с небольшим уточнением. Требования физических лиц - вкладчиков по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций включаются в третью очередь. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей вне зависимости от момента возникновения их обязательств. Это лишь основные моменты изменений, внесенных в Закон о банкротстве банков. Как видим, по-прежнему остается актуальным решение вопроса о защите прав и законных интересов кредиторов в процессе банкротства кредитных организаций. На наш взгляд, изменения, внесенные в Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", должны стать дополнительной гарантией своевременного и полного исполнения обязательств перед кредиторами банков. Однако насколько эффективными окажутся меры, направленные на дальнейшее совершенствование законодательства о несостоятельности кредитных организаций, покажет практика их применения.

Название документа