Правомерны ли действия регистрирующего органа, выразившиеся в отказе учредителю - физическому лицу исключить организацию, фактически прекратившую деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке в связи с наличием незначительной задолженности по уплате налога?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.

Пунктом 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Согласно Письму ФНС России от 18.06.2009 N МН-20-6/812 в целях разграничения механизма ликвидации отсутствующего должника, предусмотренного Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и процедуры исключения недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа в настоящее время решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ принимается налоговыми органами в отношении недействующих юридических лиц, не имеющих задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Вместе с тем согласно судебной практике исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").

Согласно Порядку организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, утвержденному Приказом ФНС России от 16.11.2005 N САЭ-3-09/591@, справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, направляются в структурное подразделение налогового органа по месту нахождения юридического лица, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц. В случае осуществления функций по государственной регистрации юридических лиц Единым регистрационным центром справки направляются сопроводительным письмом в Единый регистрационный центр.

Однако из содержания п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юридического лица, является правом, но не обязанностью соответствующего регистрирующего органа, в связи с чем то обстоятельство, что налоговый орган не воспользовался своим правом исключить организацию из ЕГРЮЛ, не может быть истолковано как нарушение требований закона в связи с неисполнением регистрирующим органом возложенных на него обязанностей (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 N Ф04-5319/2009(18928-А46-40) по делу N А46-23823/2008).

Также суд указал, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) могут быть признаны недействительными в судебном порядке, если нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Следовательно, нужно было представить доказательства, что бездействие налоговых органов нарушает права и законные интересы заинтересованного лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следует отметить, что учредитель, изъявивший желание прекратить предпринимательскую деятельность организации, вправе в любое время добровольно начать процедуру ликвидации организации в порядке, предусмотренном ст. ст. 61 - 64 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, по нашему мнению, действия регистрирующего органа в рассматриваемом случае правомерны, при этом учредитель может реализовать право на добровольную ликвидацию организации в порядке, предусмотренном ст. ст. 61 - 64 ГК РФ.

П. А.Курков

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

04.06.2010