Организация имеет на балансе недвижимое имущество - кабельные линии связи. Право собственности на кабельные линии связи в 2008 г. зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе, получены свидетельства о государственной регистрации права собственности

В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Межевание и постановка на кадастровый учет земельных участков под кабельными линиями связи до настоящего момента не произведены. Заключение договоров аренды данных земельных участков в ближайшее время не планируется. Ввиду отсутствия кадастрового учета не известна кадастровая стоимость земельных участков, таким образом, отсутствует налоговая база по земельному налогу.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности на соответствующий земельный участок.

Какие налоговые риски имеет организация в данной ситуации? Должна ли организация уплачивать земельный налог и, соответственно, сдавать налоговые декларации (налоговые расчеты) по земельному налогу на земельные участки, находящиеся под кабельными линиями связи?

Ответ: Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ).

При этом согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Учитывая данные нормы, в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2006 N 5-Г06-57 сделан вывод, что объектом обложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. На приведенный вывод ссылается и Минфин России в Письме от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23.

На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 391 НК РФ предусматривается, что налогоплательщики, являющиеся организациями и индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 НК РФ).

Согласно Письму Минфина России от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23, в случае если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.

Приведенные позиции Верховного Суда РФ и Минфина России закреплены в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога": объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Таким образом, при отсутствии сформированного земельного участка отсутствует обязанность по начислению, уплате земельного налога, а также подачи деклараций.

Однако считаем необходимым отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Учитывая данную норму, при умышленном уклонении от оформления своих прав собственности на земельный участок налогоплательщик может быть привлечен к ответственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2007 N А56-4371/2006).

В. Л.Шилов

ООО "Инвест-Аудит"

03.06.2010