Правомерно ли принятие налоговым органом обеспечительных мер в виде приостановления операций по его расчетному счету, если налогоплательщику предварительно не направлялось требование об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных по результатам налоговой проверки?
Ответ: Пунктом 2 ст. 70 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
В соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Из приведенных норм следует, что п. 10 ст. 101 НК РФ устанавливает дополнительное основание для приостановления операций по счетам в банке по отношению к двум основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 76 НК РФ.
Обеспечительные меры, указанные в п. 10 ст. 101 НК РФ, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.
Обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам в банке принимается не для принудительного взыскания налога, а для обеспечения возможности последующего исполнения решения по результатам проверки (после его вступления в силу), в том числе взыскания недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Обеспечительные меры не должны излишне обременять налогоплательщика и затруднять его финансово-хозяйственную деятельность до вступления в силу решения.
В арбитражной практике отсутствует единый подход по вопросу о соотношении положений п. 2 ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2008 N А05-4463/2008 (Определением ВАС РФ от 23.03.2009 N ВАС-3022/09 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) арбитражный суд счел, что приостановление операций по счетам (блокировка) до выставления требования об уплате налога, пеней и штрафов неправомерно. Суд исходил из того, что согласно п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Решение же о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Поскольку оспариваемое решение о принятии обеспечительных мер принято инспекцией ранее направления налогоплательщику данного требования, налоговым органом не соблюден порядок вынесения решения о принятии обеспечительных мер в отношении общества, установленный ст. 76 НК РФ, чем нарушены права и законные интересы налогоплательщика.
В Постановлении от 09.06.2009 N Ф03-2455/2009 ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке как способ обеспечения исполнения обязанностей налогоплательщика может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога и не ранее даты обнаружения факта, свидетельствующего о непредставлении декларации.
В то же время ФАС Уральского округа в Постановлении от 13.08.2009 N Ф09-5781/09-С2 признал правомерным приостановление операций по счетам налогоплательщика, отклонив доводы о том, что решение о приостановлении операций по счетам может быть принято только в случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, а в данном случае требование было выставлено после принятия решения о приостановлении операций по счетам. Суд указал, что положения п. 2 ст. 76 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие в случае приостановления налоговым органом операций по основанию, изложенному в п. 1 ст. 76 НК РФ, и, соответственно, не подлежат применению при реализации налоговой инспекцией права на приостановление операций по счетам в банке на основании п. 10 ст. 101 НК РФ. В этом случае подлежат применению п. п. 4 - 12 ст. 76 НК РФ.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2009 N А05-11822/2008 арбитражный суд также пришел к выводу, что положения п. 2 ст. 76 НК РФ распространяются только на правоотношения, возникшие в случае приостановления налоговым органом операций по основанию, изложенному в п. 1 ст. 76 НК РФ. Соответственно, положения п. 2 ст. 76 НК РФ не подлежат применению при реализации налоговой инспекцией права на приостановление операций по счетам в банке на основании п. 10 ст. 101 НК РФ. В этом случае подлежат применению п. п. 4 - 12 ст. 76 НК РФ. В связи с этим для приостановления налоговым органом операций по счетам налогоплательщика в банке на основании п. 10 ст. 101 НК РФ (в порядке обеспечительных мер) не требуется предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога.
С учетом изложенного полагаем, что принятие налоговым органом обеспечительных мер в виде приостановления операций по его расчетному счету неправомерно, если налогоплательщику предварительно не направлялось требование об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных по результатам налоговой проверки. Вместе с тем, как видим, при судебном разбирательстве по данному вопросу возможно принятие решения и не в пользу налогоплательщика.
М. И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
03.06.2010