Организация заключила договор коммерческой концессии с правообладателем и под его коммерческим обозначением начала реализацию продовольственной продукции в том же субъекте РФ. По итогам финансового года доля реализованных правообладателем продовольственных товаров в денежном выражении составила 15% от всего оборота розничной торговли продовольственными товарами в данном субъекте РФ, а доля организации - 14%. Признаются ли данные организации группой лиц в целях ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и распространяется ли на них ограничение, установленное ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"? Вправе ли организация или правообладатель в следующем финансовом году взять в аренду дополнительную площадь торговых объектов в том же субъекте РФ?
Ответ: По нашему мнению, организация и правообладатель признаются группой лиц в целях ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На правообладателя и организацию распространяется ограничение, установленное ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Ни организация, ни правообладатель не вправе в следующем финансовом году взять в аренду дополнительную площадь торговых объектов в том же субъекте РФ, поскольку в рассматриваемой ситуации доля товара, реализованного этой группой лиц, составляет 29 процентов.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 381-ФЗ хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и доля которого превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.
Также нужно учитывать, что установленные антимонопольным законодательством запреты на действия на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия группы лиц (ч. 2 ст. 9 Закона N 135-ФЗ). Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 381-ФЗ целью данного Закона является развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров. Следовательно, Закон N 381-ФЗ относится к антимонопольному законодательству.
Указанное в ч. 1 ст. 14 Закона N 381-ФЗ ограничение предполагает наличие у субъекта двух квалифицирующих признаков - торговли посредством организации торговой сети и доли реализованных товаров более 25 процентов.
Торговой сетью признается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (п. 8 ст. 2 Закона N 381-ФЗ). Таким образом, исходя из условий вопроса правообладатель и организация осуществляют торговлю посредством организации торговой сети.
По итогам финансового года совокупная доля продовольственных товаров, реализованных правообладателем и организацией, в денежном выражении составила 29 процентов от всего оборота розничной торговли продовольственными товарами в данном субъекте РФ, то есть более 25 процентов. Следовательно, на правообладателя и организацию распространяется ограничение, предусмотренное ч. 1 ст. 14 Закона N 381-ФЗ.
Критерии отнесения юридических и физических лиц к одной группе лиц содержатся в ст. 9 Закона N 135-ФЗ. Одним из критериев является возможность одного хозяйственного общества давать обязательные для исполнения указания другому обществу на основании заключенного с этим хозяйственным обществом договора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 135-ФЗ). При этом Закон N 135-ФЗ не определяет, о каких именно указаниях идет речь, что предполагает различные варианты трактования.
Согласно п. 1 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
В соответствии с абз. 4 ст. 1032 ГК РФ пользователь в соответствии с договором коммерческой концессии обязуется соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав.
Также договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены следующие обязательства (п. 1 ст. 1033 ГК РФ):
- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;
- отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
- обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;
- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
По нашему мнению, на основании вышеизложенного правообладатель и организация признаются группой лиц в терминах ст. 9 Закона N 135-ФЗ на основании того, что в соответствии с заключенным договором коммерческой концессии одна сторона вправе давать другой обязательные для исполнения указания.
В рассматриваемой ситуации доля реализованного группой лиц товара составляет 29 процентов. Таким образом, ни одна из организаций (ни организация, ни правообладатель) не вправе взять в аренду дополнительную площадь торговых объектов в том же субъекте РФ в следующем финансовом году.
С. В.Соболева
Группа компаний
"Аналитический Центр"
20.01.2014