Казенное предприятие (КП) на средства бюджета построило жилой дом, который закрепили за ним на праве оперативного управления. Нужно ли подписывать акт приема-передачи дома между департаментом и КП о передаче построенного дома департаменту и обратный акт о передаче его в оперативное управление КП? При продаже квартир в построенном доме вправе ли КП в целях налога на прибыль уменьшить доход от продажи на расходы на строительство?
Ответ: Акт приемки-передачи дома между департаментом и казенным предприятием о передаче построенного дома департаменту необходимо подписать для оформления разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию.
Если в решении собственника о закреплении за казенным предприятием жилого дома на праве оперативного управления не указано иное, между департаментом и КП должен быть подписан акт о передаче жилого дома в оперативное управление казенного предприятия.
Поскольку казенное предприятие не понесло собственных расходов на строительство жилого дома, осуществленные за счет бюджетных средств расходы казенного предприятия на строительство не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, при продаже квартир в построенном доме КП не вправе уменьшить доход от продажи квартир на расходы по строительству.
Обоснование: Казенным предприятием является унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (п. 1 ст. 115 Гражданского кодекса РФ). Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. ст. 296, 297 ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (п. 4 ст. 115 ГК РФ).
Исходя из положений п. п. 1 и 2 ст. 299 ГК РФ и разъяснений, изложенных в п. 5 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления на имущество возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В связи с этим право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) право собственности на объект строительства регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вместе с заявлением о выдаче такого разрешения необходимо представить акт приемки объекта строительства, если строительство осуществлялось на основании договора.
При государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав записи о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на этот объект в графе "Особые отметки регистратора" пишется слово "собственник" и указывается наименование собственника недвижимости (п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила)).
Таким образом, положения п. 1 ст. 131 ГК РФ и абз. 3 п. 20 Правил не связывают возникновение права оперативного управления с моментом возникновения права собственности и право оперативного управления подлежит регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в общем порядке (Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.05.2010 по делу N А19-874/10-33).
Учитывая изложенное, для того чтобы осуществить передачу построенного дома:
1) необходимо подписать акт приемки объекта строительства от казенного предприятия департаментом, если строительство осуществлялось на основании договора, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ);
2) департамент путем издания соответствующего акта (решения) принимает решение о закреплении за казенным предприятием соответствующего имущества с указанием данных, позволяющих идентифицировать закрепленное имущество (Определение ВАС РФ от 14.03.2013 N ВАС-2605/13 по делу N А13-17565/2011);
3) департамент передает закрепленное имущество казенному предприятию посредством подписания акта приема-передачи, если иное не указано в акте (решении) о закреплении (ст. 299 ГК РФ, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 по делу N А33-17205/2010);
4) казенному предприятию необходимо получить от департамента правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на ввод объекта строительства в эксплуатацию для проведения государственной регистрации права оперативного управления (ст. 25 Закона N 122-ФЗ), а также свои экземпляры акта (решения) о закреплении имущества и акт приема-передачи имущества.
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ч. 2 ст. 247 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ лимиты бюджетных обязательств относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, казенное предприятие не понесло собственных расходов на строительство жилого дома. Осуществленные за счет бюджетных средств расходы казенного предприятия на строительство не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ). Следовательно, доход от реализации квартир в жилом доме должен полностью включаться в налоговую базу по налогу на прибыль за тот отчетный (налоговый) период, в котором произошла такая реализация, без уменьшения его на расходы на строительство.
С. В.Тимошкова
Группа компаний
"Аналитический Центр"
С. В.Соболева
Группа компаний
"Аналитический Центр"
09.07.2014