Подлежит ли отмене решение, принятое по акту налоговой проверки, если оно было принято налоговым органом раньше, чем истек срок на представление возражений по акту проверки?

Ответ: Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регламентируется ст. 101 Налогового кодекса РФ.

Решение по акту налоговой проверки должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Пункт 6 ст. 100 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Таким образом, решение по акту налоговой проверки должно быть вынесено не ранее истечения 15 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Таким образом, вынесение решения по акту налоговой проверки раньше установленного срока можно трактовать как непредоставление возможности налогоплательщику представить возражения. Данное решение подлежит отмене.

Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2009 N КА-А40/12029-08 суд указал, что решение о привлечении к ответственности принято с нарушением требований НК РФ, поскольку инспекция приняла это решение до окончания срока представления налогоплательщиком возражений, а также не уведомила налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Из Постановления ФАС Московского округа от 23.01.2009 N КА-А41/12979-08 следует, что инспекцией нарушено право налогоплательщика на представление в налоговый орган письменных возражений по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям, а соответственно, и право на урегулирование спора во внесудебном порядке. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ и доначисления спорных сумм налога.

О. В.Егорова

ООО "ЭЛКОД"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

02.06.2010