Новеллы в законодательстве о банкротстве кредитных организаций

(Виноградов С. В.)

("Банковское право", 2004, N 4)

Текст документа

НОВЕЛЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

О БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С. В. ВИНОГРАДОВ

Виноградов С. В., заместитель начальника юридического управления государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

Как известно, банкротство кредитных организаций по сравнению с банкротством "обычных" хозяйствующих субъектов имеет свои особенности: это и обвальный, почти необратимый характер нарастания признаков несостоятельности, это и повышенная уязвимость имущества банка от противоправных посягательств на нее со стороны недобросовестного менеджмента, это и многотысячное число кредиторов, включая вкладчиков, установление требований которых связано со значительными временными затратами.

В соответствии с этими особенностями законодательство о банкротстве кредитных организаций должно быть нацелено на более раннее начало ликвидационных процедур несостоятельного банка и максимальное сокращение сроков их проведения. Промедление здесь ведет к размыванию конкурсной массы банка и к экономическим потерям кредиторов.

На решение именно этих задач нацелен вступающий в силу в ноябре 2004 г. Федеральный закон от 20.08.2004 N 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон). Значительная часть таких новелл преследует две цели: ускорение процедуры банкротства и обеспечение прозрачности действий конкурсного управляющего.

Из наиболее значимых новелл Закона можно выделить следующие.

1. Срок неплатежеспособности банка, по истечении которого можно инициировать дело о банкротстве, сокращен с одного месяца до 14 дней (п. 2 ст. 2).

В числе процедур банкротства оставлено лишь конкурсное производство; наблюдение исключено (ст. 5). Главы о процедуре судебного рассмотрения дела о банкротстве и конкурсном производстве представлены в новой редакции.

2. Упрощена процедура судебного рассмотрения дела о банкротстве.

Так, в Законе зафиксирована норма, согласно которой Банк России при обращении в суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом освобождается от необходимости подтверждать требования к кредитной организации судебным актом (п. 4 ст. 50.4; здесь и далее - статья Закона, если не оговорено иное). Установлено (п. 2 ст. 50.4), что для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением кредитору по денежным обязательствам не требуется предъявления к исполнению исполнительного документа, как это предусмотрено п. 2 ст. 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Кроме того, предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ, не проводится; обоснованность требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проверяется в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве (п. 2 ст. 50.10).

Устранено "пресекательное" значение для судьбы дела о банкротстве факта обжалования приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. п. 5 - 6 ст. 50.10), а именно:

1) оспаривание в судебном порядке приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии не препятствует принятию арбитражным судом заявления о признании этой кредитной организации банкротом и не является основанием для приостановления производства по делу о признании указанного банка банкротом;

2) решение арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии, вступившее в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не препятствует рассмотрению дела о банкротстве по существу;

3) вступление после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии не является основанием для отмены решения о признании кредитной организации банкротом и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Существенные изменения коснулись статуса конкурсного управляющего. Отныне им может быть не только арбитражный управляющий (физическое лицо), соответствующий требованиям, установленным Законом о банкротстве, но и организация - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), которая была создана в начале 2004 г. в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Агентство в силу Закона будет осуществлять конкурсное производство в банках, привлекавших вклады населения (п. 2 ст. 50.11, абз. 1 п. 1 ст. 50.20); по всем так называемым отсутствующим кредитным организациям, когда отсутствуют сведения о местонахождении их руководства или имуществе (абз. 3 п. 1 ст. 50.20, п. 2 ст. 52); при непредставлении в арбитражный суд по банкам, не привлекавшим вклады населения, кандидатуры конкурсного управляющего - физического лица (абз. 1 п. 3 ст. 50.11, абз. 3 п. 1 ст. 50.20); в случае освобождения (п. 2 ст. 50.23) или отстранения (п. 2 ст. 50.24) в ходе конкурсного производства арбитражного управляющего - физического лица.

Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности (п. 6 ст. 50.20). Вознаграждение Агентству за исполнение обязанностей конкурсного управляющего не выплачивается (абз. 4 п. 1 ст. 50.20, п. 2 ст. 52). Кроме того, Законом предусмотрено участие служащих Агентства во временной администрации по управлению кредитной организацией (п. 2 ст. 19). Последнее объясняется стремлением дать возможность Агентству основательно подготовиться к конкурсному производству с тем, чтобы максимально сократить срок его проведения.

Как представляется, введение в процесс банкротства кредитных организаций фигуры "корпоративного ликвидатора" банков, которым является некоммерческая организация, не связанная частными интересами (что имеет место в случаях, когда конкурсным управляющим назначается физическое лицо - индивидуальный предприниматель), будет способствовать не только ускорению процедуры банкротства, но и повышению эффективности решения задач конкурсного производства.

4. Усилен контроль за действиями конкурсного управляющего. Отныне его действия должны быть максимально прозрачными для арбитражного суда, кредиторов и Банка России. Это достигнуто за счет увеличения числа и объема обязательных публикаций о ходе конкурсного производства, а также отчетов, подлежащих направлению в контролирующие инстанции (ст. ст. 50.17, 50.18, 50.22, п. 5 ст. 50.31, абз. 3 п. 4 ст. 50.38, п. 12 ст. 50.40, п. п. 1 - 2 ст. 50.42, ст. 50.43). Так, при сроке конкурсного производства в 1 год конкурсный управляющий должен не менее 11 раз опубликовать сведения о ходе конкурсного производства и представить суду, органу кредиторов, в Банк России не менее 50 отчетов о своей деятельности.

Существенно расширены иные возможности личного получения кредиторами у конкурсного управляющего интересующей их информации, в том числе о сделках кредитной организации (п. 6 ст. 50.25), судебных актах по делу о банкротстве (п. 4 ст. 50.15), публикуемых сведениях о конкурсном производстве (п. 8 ст. 50.18).

Предусмотрена возможность проведения Банком России проверок деятельности конкурсного управляющего, а также направления им предписаний об устранении конкурсным управляющим нарушений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с банкротством кредитных организаций (п. п. 6 - 9 ст. 50.22).

Впервые введен институт сметы текущих расходов, в соответствии с которой должны осуществляться все затраты на проведение конкурсного производства. При этом смета на период до созыва первого собрания кредиторов кредитной организации утверждается конкурсным управляющим, а на период после такого созыва - собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Смета текущих расходов, а также сведения о ее исполнении подлежат опубликованию (ст. 50.18).

5. Серьезные изменения претерпел порядок установления требований кредиторов. В своей основе он аналогичен механизму, существовавшему до 2002 г. согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. В соответствии с Законом требования в ходе конкурсного производства будут устанавливаться не арбитражным судом (как в настоящее время), а конкурсным управляющим. Но в случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим этих требований таковые устанавливаются арбитражным судом. Такой механизм нацелен на то, чтобы устранить процессуальный "тромб" в процедуре конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций, у которых число кредиторов исчисляется десятками и сотнями тысяч: судебная процедура установления их требований способна занимать многие месяцы, если не годы, что неоправданно затягивает процедуру банкротства банков и увеличивает затраты на ее производство.

При этом следует учитывать, что подготовительная работа к установлению требований кредиторов может начаться уже в период нахождения в кредитной организации временной администрации, которая вправе рассматривать эти требования и вносить их в реестр требований кредиторов. Такой реестр, а также требования, не рассмотренные временной администрацией на день истечения ее полномочий, впоследствии передаются конкурсному управляющему для продолжения соответствующей работы в ходе конкурсного производства (п. п. 6 - 14 ст. 22.1). Форма реестра устанавливается Банком России по согласованию с Агентством (п. 6 ст. 22.1).

Законом предусмотрено 4 варианта установления требований кредиторов в ходе конкурсного производства.

1. Классический порядок. Конкурсный управляющий рассматривает требования кредиторов, предъявленные в ходе конкурсного производства, и в случае их обоснованности вносит соответствующие записи в реестр (п. 4 ст. 50.28). При этом требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или иным судебным актом, если отсутствуют сведения об их последующем частичном или полном удовлетворении либо прекращении, безусловно, включаются в реестр.

В таком же порядке конкурсный управляющий рассматривает требования, предъявленные в период деятельности в банке временной администрации, но не рассмотренные на день истечения ее полномочий. Ввиду прогнозируемого значительного количества таких требований Закон предоставляет конкурсному управляющему срок для рассмотрения таких требований до 60 рабочих дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства (абз. 3 п. 10 ст. 50.28).

2. Второй вариант применяется для требований, рассмотренных временной администрацией и внесенных в реестр. При этом следует учитывать, что с юридической точки зрения такое внесение носит предварительный характер. Впоследствии эти требования перепроверяются конкурсным управляющим и считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, определенными временной администрацией, если в течение 60 рабочих дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий не направит кредитору уведомление о полном или частичном исключении указанного требования из реестра (абз. 1 п. 10 ст. 50.28).

Такой порядок избавляет кредитора, ранее направившего свое требование временной администрации, от его повторного предъявления в ходе конкурсного производства.

3. Третий вариант применяется при рассмотрении требований кредиторов только 1-й и 2-й очереди удовлетворения. Он предусматривает установление требований без предварительного их предъявления самим кредитором. Конкурсный управляющий самостоятельно выявляет и рассматривает соответствующие обязательства должника на основании данных, имеющихся в кредитной организации. При необходимости он затребует у соответствующих кредиторов документы, обосновывающие указанные обязательства. При обоснованности таких обязательств конкурсный управляющий включает соответствующие требования в реестр (п. 3 ст. 50.30). Следует обратить внимание на то, что этот вариант рассмотрения требований - не обязанность, а право конкурсного управляющего. Он имеет вспомогательное значение, поскольку позволяет конкурсному управляющему проявить, если это возможно, инициативу при работе с кредиторами на этапе установления их требований.

4. Последний вариант предусматривает установление требований арбитражным судом, если кредитор в установленном порядке заявил возражения по результатам их рассмотрения конкурсным управляющим (п. п. 5 - 8 ст. 50.28). Он в целом соответствует порядку, предусмотренному Федеральном законом "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г.

Законом внесены также изменения в регламентацию так называемых текущих обязательств должника, исполняемых в ходе конкурсного производства вне очереди (ст. 50.27). Перечень этих обязательств по сравнению с Законом о банкротстве уточнен и конкретизирован. Наиболее существенными новеллами в этой части являются следующие.

В отличие от Закона о банкротстве Закон устанавливает лишь один критерий определения текущих обязательств - момент возникновения обязательства (обязанности). При этом "рубежом отсечения" таковых от нетекущих обязательств признан день отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций. Одновременно из указанного правила сделано исключение, согласно которому к числу текущих обязательств относится образовавшаяся у банка до дня отзыва у него лицензии задолженность за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Кроме того, в Законе сделан акцент на то, что к числу текущих денежных обязательств относятся не все денежные обязательства, возникшие после отзыва у банка лицензии, а лишь те из них, которые влекут расходы, связанные с проведением конкурсного производства. Из примерного перечня таких обязательств (пп. 2 п. 1 ст. 50.27) ясно, что законодатель относит к ним расходы по финансированию организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих проведение конкурсного производства. Из этого следует, что все остальные денежные обязательства банка-должника, возникшие после отзыва лицензии (например, трансформированные из неденежных, возникшие вследствие признания сделок недействительными или применения последствий их недействительности), к текущим отнесены быть не могут и должны исполняться при расчетах с кредиторами в соответствии с реестром в рамках установленной очередности.

5. Введен предельный срок для созыва первого собрания кредиторов кредитной организации: после установления предъявленных в течение 30 дней со дня опубликования сведений об открытии конкурсного производства требований кредиторов, но не позднее 90 дней со дня такого опубликования (п. 4 ст. 50.25, ст. 50.29).

С одной стороны, закрепление в Законе такого ограничения объясняется стремлением в максимально сжатые сроки сформировать орган кредиторов, который должен согласовать условия продажи имущества должника, что позволит ускорить формирование конкурсной массы и быстрее начать расчеты с кредиторами. С другой стороны, работоспособность этой нормы на практике обусловлена внесудебным порядком (как общее правило) установления требований кредиторов, а также возможностью начать составление реестра еще временной администрацией. По-видимому, предполагается, что к истечению указанного срока большинство требований будет установлено, что позволит максимально быстро образовать правомочный орган кредиторов.

6. Претерпела некоторые изменения установленная Законом о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.

Прежде всего предварительные выплаты вкладчикам впредь будут осуществляться лишь при банкротстве тех банков, которые не вступили в систему страхования вкладов (п. 1 ст. 50.38). Это объясняется вступлением в силу в 2004 г. Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", согласно которому при банкротстве кредитных организаций - участников такой системы страховые выплаты на сумму до 100 тыс. руб. должны производиться еще до открытия конкурсного производства.

В первую очередь кроме возмещения вреда жизни и здоровью, а также удовлетворения требований вкладчиков осуществляются расчеты с Агентством и Банком России по требованиям, перешедшим к ним от вкладчиков в результате выплаты соответственно страхового возмещения (по банкам - участникам системы страхования вкладов) или сумм, выплаченных Банком России в соответствии с Федеральным законом "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (при банкротстве банков, не входящих в такую систему) (п. 3 ст. 50.36). Требования "залоговых" кредиторов удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди вне зависимости от момента возникновения их обязательств (п. 4 ст. 50.36).

Название документа