Требования конкурсного кредитора могут образовывать долговые обязательства, возникшие по разным основаниям (займы, проценты по займам, штрафные санкции, задолженность по договору лизинга, на оказание услуг и т. д.). На всю сумму требований кредитора в соответствии с п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" начисляются проценты до погашения этих требований, которые имеют разную природу возникновения и объединены кредитором при выставлении своих требований к должнику в процедуре банкротства
Следует ли считать эту сумму требований кредитора долговым обязательством в смысле п. 6 ст. 250 НК РФ при исчислении налога на прибыль, на которую начисляются проценты в виде процентов, полученных по другим долговым обязательствам?
В соответствии с Законом 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" проценты на сумму требований кредитора начисляются арбитражным управляющим при расчетах с кредитором, при этом неизвестно, в каком размере задолженность будет погашена и на какие суммы будут начислены проценты. До начала погашения задолженности начисление процентов противоречит смыслу ст. ст. 95 и 126 Федерального закона N 127-ФЗ.
Кроме того, в ситуации банкротства должника эти требования не будут удовлетворены.
Каков порядок учета процентов, подлежащих начислению на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с Законом 127-ФЗ, в целях исчисления налога на прибыль: в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ или в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2010 г. N 03-03-06/1/363
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу доходов в виде процентов и сообщает следующее.
Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ.
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.
Подлежащие начислению и уплате в соответствии со ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.
Исходя из этого у организации - конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
В данном случае проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором.
По нашему мнению, указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Таким образом, начисляемые в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
02.06.2010