В бухгалтерском и налоговом учете организации, являющейся собственником воздушных судов (самолетов), воздушные суда учитываются как единый инвентарный объект с учетом всех приспособлений, принадлежностей, узлов и агрегатов. В процессе эксплуатации самолета производится замена его отдельных частей, например, стоек шасси, двигателей, воздушных винтов, авионики, выработавших назначенный ресурс до проведения регламентных работ. В дальнейшем данные части подлежат ремонту и устанавливаются на другие воздушные суда
Каким образом и по какой стоимости принимать к налоговому учету демонтированные и подлежащие дальнейшему использованию отдельные части воздушных судов?
Включается ли стоимость данных запасных частей при установке на воздушное судно в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2010 г. N 03-03-06/1/365
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания расходов на замену запасных частей единого инвентарного объекта в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под основными средствами в целях гл. 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со ст. 260 Кодекса. В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
На основании ст. 250 Кодекса внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 Кодекса. Доходы в виде материалов, выявленных при ремонте основных средств, учитываются на основании ст. 250 Кодекса как внереализационные доходы.
Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2010 г., внесены изменения в абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 254 Кодекса стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пп. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Кодекса.
В соответствии с п. п. 13 и 20 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 Кодекса), а также доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Таким образом, в налоговом учете организации, эксплуатирующей самолеты, стоимость запасных частей, полученных в ходе ремонта самолета, отражается как внереализационный доход. При отпуске в производство этих запасных частей в составе материальных расходов учитывается сумма дохода, учтенная ранее в составе внереализационных доходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
02.06.2010