О применении Письма Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112 при решении вопросов применения НДС в отношении премий (вознаграждений), выплачиваемых продавцом покупателю товаров за определенный период времени, без изменения цены товаров и при предоставлении продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров, а также об отсутствии противоречий между позицией, изложенной в указанном Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112, и позицией Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2009 N 11175/09

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июня 2010 г. N 03-07-11/225

В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что при решении вопросов применения налога на добавленную стоимость в отношении премий (вознаграждений), выплачиваемых продавцом покупателю товаров за определенный период времени, без изменения цены товаров, а также при предоставлении продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров следует руководствоваться Письмом Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112.

В отношении Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 11175/09, упоминаемого в письме, отмечаем следующее.

В данном Постановлении, принятом по результатам рассмотрения заявления ООО, указано, что независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налоговой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).

При этом в указанном Постановлении отмечено, что скидки, предоставленные ООО дистрибьюторам, были неразрывно связаны с реализацией товара, то есть общество правомерно уменьшило цену реализации товара, корректируя соответствующую налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость, в связи с чем доначисление инспекцией налога на добавленную стоимость, начисление пеней и налоговых санкций по этому эпизоду следует признать незаконным.

Согласно п. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом сторона, принимавшая участие в рассмотрении дела (в данном случае ООО), должна исполнять вышеуказанное Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Что касается других налогоплательщиков, выплачивающих премии (вознаграждения) покупателям товаров, а также предоставляющих покупателям скидки с цены реализованных товаров, то исполнение вышеназванного Постановления может производиться этими налогоплательщиками добровольно либо при принятии в отношении этих лиц решения арбитражного суда по конкретному делу.

Также следует отметить, что в соответствии с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанном Письме, налогоплательщик корректирует налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствующем налоговом периоде, в случае если предоставление скидок (премий) привело к изменению цены реализации. Эта позиция не противоречит Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 11175/09 и поэтому не изменилась.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

01.06.2010