Недавно введенное понятие профессионального стандарта вызывает путаницу при решении вопросов аттестации работников и определении соответствия принимаемых на работу кандидатов. Нужно ли теперь менять должностные инструкции? Как должны поменяться порядок и основания проведения аттестации работников? По каким критериям теперь нужно оценивать работника? Чем отличается квалификация от профессионального стандарта?

Ответ: До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующего квалификационного справочника утратившим силу менять должностные инструкции не требуется. Никаких изменений в порядок аттестации и основания для ее проведения процесс разработки профессиональных стандартов пока не влечет. Соответственно, критерии оценки работника остаются прежними. Основное отличие квалификационных требований от профессионального стандарта содержится в привязке профессионального стандарта к конкретной отрасли экономики, в отличие от квалификации, которая сейчас согласно квалификационному справочнику едина по профессии для всех отраслей.

Обоснование: Статьей 195.1 Трудового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" были даны понятия квалификации работника и профессионального стандарта. Так, под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статьей 143 ТК РФ, содержащей нормы о тарифных системах оплаты труда, предусмотрено, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов". Так, Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству РФ дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Именно они должны стать основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников муниципальных и государственных учреждений.

Анализ вышеназванных нормативных актов, обсуждений будущих профессиональных стандартов позволяет сделать следующие выводы:

- профессиональные стандарты призваны будут в будущем заменить квалификационные справочники. Однако это случится не ранее 2015 г., скорее даже позже;

- профессиональные стандарты смогут влиять на образовательные стандарты;

- профессиональные стандарты будут охватывать более широкие понятия, несколько составляющих, а не только требования к необходимым знаниям и умениям работников;

- профессиональные стандарты в отличие от квалификационных требований будут ближе к конкретной области профессиональной деятельности, где применяется труд работника с определенным образованием. То есть профессиональный стандарт изначально будет содержать требования к тому, что работник должен знать и уметь в определенной области. Сейчас же каждый работодатель, беря за основу квалификационный справочник при разработке должностных инструкций, добавляет именно те функции, которые требуются именно на его предприятии для работника конкретной должности, именно те знания, которые нужны работнику для работы на рабочем месте у данного работодателя.

В настоящее время квалификационные требования, указанные в едином квалификационном справочнике, берут свое начало из образовательных программ, основываются на том уровне знаний и умений, которые получает выпускник учебного заведения при получении специальности. Профессиональный же стандарт будет основываться, прежде всего, на анализе трудовой деятельности, то есть на том, что нужно будет знать готовому специалисту на должности по полученной им в образовательном учреждении специальности на предприятии конкретной отрасли.

Различия на примере: квалификация "юрист" в настоящее время едина в любой области. Однако в разных областях требуются знание разных правовых дисциплин и опыт применения разного законодательства. Таким образом, профессиональный стандарт сможет разделить корпоративного юриста и, к примеру, юриста-кадровика или банковского юриста.

В дальнейшем профессиональные стандарты позволят сформировать новый классификатор профессий, разделенный уже для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Предполагается, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен.

Н. В.Пластинина

ОАО "Балтийский Банк"

20.01.2014