О непризнании объектами обложения страховыми взносами сумм среднего заработка, выплачиваемых организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день, сумм среднего заработка работнику на период военных сборов, а также выплат, производимых организацией в пользу физлиц, с которыми у нее ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг не заключены

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 27 мая 2010 г. N 1354-19

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития РФ <...> сообщает следующее. Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс) в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Учитывая изложенное, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Закона N 212-ФЗ. В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей и в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы. Компенсация данных расходов, согласно п. 3 вышеуказанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Таким образом, организации имеют право получить из федерального бюджета компенсацию за выплату работнику среднего заработка в период военных сборов. Статьей 56 Трудового кодекса определено, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель, в частности, обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Выплата среднего заработка работнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ о необходимости сохранения данных выплат работникам, направленным на военные сборы. В период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет. Таким образом, выплата среднего заработка осуществляется не в силу трудового договора, а в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В этой связи объекта обложения страховыми взносами согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ для организации не возникает. Выплаты, производимые организацией в пользу физических лиц, с которыми у нее ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг не заключены, страховыми взносами не облагаются. Следовательно, ежемесячная материальная помощь неработающим пенсионерам общества, подарки к Новому году в виде продуктовых наборов неработающим пенсионерам общества, материальная помощь родственникам в связи со смертью неработающих пенсионеров общества не подлежат обложению страховыми взносами. В связи с изложенным Минздравсоцразвития России поручает Пенсионному фонду РФ организовать обучение сотрудников Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Одновременно сообщаем, что Обзор ответов на вопросы по порядку исчисления и уплаты страховых взносов был направлен Минздравсоцразвития России для использования в работе в адрес ПФР и ФСС РФ Письмом от 07.04.2010 N 820-19.

Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения С. А.АФАНАСЬЕВ 27.05.2010