Правовое регулирование образования коммерческих организаций
(Зыкова И. В.) ("Адвокат", N 11, 2004) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И. В. ЗЫКОВА
И. В. Зыкова, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Национального института бизнеса, кандидат юридических наук.
На основании п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для этого в регистрирующий орган необходимо представить: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в ред. от 6 февраля N 68 и от 16 октября 2003 г. N 630). В этом заявлении руководитель организации подтверждает соответствие представленных на регистрацию документов требованиям законодательства, достоверность содержащихся в них сведений и соблюдение установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения; - решение о создании юридического лица (которое может быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, отвечающего требованиям законодательства); - учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); - документ об уплате государственной пошлины; - если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо, необходимо к тому же представить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство его юридического статуса как иностранного юридического лица. Таким образом, в самом процессе создания юридического лица можно выделить как минимум два этапа - подготовительный и государственная регистрация. И наиболее важным из них является первый этап. Объясняется это тем, что в представляемых на регистрацию документах, на основании которых затем будет вноситься запись в ЕГРЮЛ, заявитель подтверждает соблюдение им установленного порядка создания юридического лица, требований к форме и содержанию учредительных документов. И если при этом нарушены предписания закона, то может наступить не только административная (ст. 14.25 КоАП РФ), но и уголовная (ст. 171 УК РФ) ответственность. Приступая к созданию организации, прежде всего нужно выбрать организационно-правовую форму будущего субъекта правоотношений, так как от этого зависит порядок дальнейших действий на подготовительном этапе, а главное - характер содержания правосубъектности юридического лица. Ведь именно формой определяются права и обязанности самой организации, объем прав и обязанностей ее участников, порядок управления юридическим лицом и ряд иных вопросов. В соответствии с гражданским законодательством коммерческое юридическое лицо может быть создано в форме полного товарищества и товарищества на вере (хозяйственные товарищества); закрытого или открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью (хозяйственные общества); производственного кооператива и унитарного предприятия. При выборе организационно-правовой формы надо помнить, что хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, имея много общего, вместе с тем обладают существенными различиями, которые состоят в следующем. Во-первых, хозяйственные товарищества представляют собой прежде всего объединение лиц (участники должны непосредственно участвовать в деятельности товарищества), тогда как хозяйственные общества - это объединение капиталов (достаточно внести вклад в уставный капитал). Во-вторых, учредителями товарищества могут быть только юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, в то время как создать хозяйственное общество может любое лицо. В-третьих, учредители товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам организации (т. е. при недостаточности имущества должника-товарищества оставшаяся часть долга покрывается за счет имущества учредителя), участники же хозяйственного общества несут риск убытков лишь в рамках вклада, внесенного в уставный капитал (за исключением общества с дополнительной ответственностью). Есть и внутренние различия. Так, в товариществе на вере (коммандитном товариществе) в отличие от полного товарищества наряду с полными товарищами существуют рядовые вкладчики - физические или юридические лица, которые несут риск убытков, связанных с предпринимательской деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов, но участия в этой деятельности они не принимают. В акционерном обществе уставный капитал разделен на акции, а в обществе с ограниченной ответственностью - на доли, и в этом их основное отличие. Оно имеет существенное значение при принятии решения общим собранием участников (акционеров): в акционерном обществе голосование происходит по принципу "одна акция - один голос" (чем больше акций, тем больше "голосов"), в обществе с ограниченной ответственностью - "одна доля - один голос". Производственный кооператив представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и на объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность. Что касается унитарного предприятия, то в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" его учредителем может выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, а потому порядок создания юридического лица в этой организационно-правовой форме рассматриваться не будет. Далее следует разработать учредительные документы юридического лица, на основании которых будет осуществляться его деятельность (п. 1 ст. 51 ГК РФ). В этих документах независимо от выбранной организационно-правовой формы должны быть указаны наименование и место нахождения юридического лица, определен порядок управления его деятельностью. Обязательность фирменного наименования для коммерческой организации установлена п. 4 ст. 54 ГК РФ. Фирменное наименование ("фирма") - это определенное имя либо название, под которым выступает предприниматель (как индивидуальный, так и коллективный) в своей производственной или торговой деятельности. Оно служит для идентификации предпринимателя, индивидуализации его деятельности в хозяйственном обороте, играет важную роль в конкурентной борьбе и как элемент промышленной собственности имеет определенную экономическую ценность - тем большую, чем выше репутация предпринимателя на рынке. Поэтому особый интерес представляет вопрос защиты права на "фирму". Немало споров и проблем связано с наличием юридических лиц, зарегистрированных не просто со схожим, а с идентичным наименованием. К примеру, на рынке туристических услуг уже несколько лет существует фирма под условным названием "Х тур". За это время она наладила необходимые для ее деятельности надежные деловые связи, выработала гибкую политику работы с клиентами, благодаря чему пользовалась среди них популярностью. И вот некий гражданин, решив заняться туристическим бизнесом, создает для этого юридическое лицо, которое регистрируется с соблюдением всех требований (получена справка о неповторяемости наименования) под таким же названием. Разумеется, наступление в дальнейшем негативных для ранее созданной фирмы последствий неизбежно, и связанные с ними споры ни к чему не приведут. Доказать в данном случае, что учредитель вновь созданной организации ставил перед собой цель "увести" клиентов уже зарекомендовавшей себя на рынке туруслуг фирмы невозможно (хотя именно такую цель, за редким исключением, как раз и преследуют создатели подобных фирм). Возможность возникновения такой ситуации в любой другой сфере деятельности предопределена отсутствием четкого законодательного урегулирования данного вопроса. До сих пор не принят федеральный закон "О регистрации и использовании фирменного наименования юридического лица", который предусмотрен ч. 4 п. 4 ст. 54 ГК РФ. Именно этот закон должен установить запрет на создание и функционирование юридических лиц со схожими и идентичными наименованиями; закрепить обязанность предварительной проверки наименования на неповторяемость и критерии, определяющие неповторяемость; предусмотреть возможность предварительно "зарезервировать" наименование и установить срок такого приоритета. И наконец, закон должен определить ответственность за незаконное использование чужого наименования. Пока же вопросы использования фирменного наименования регулируются несколькими нормативными актами, и основные из них Парижская конвенция по охране промышленной собственности (которая распространяет свое действие на территории России), Гражданский кодекс Российской Федерации и Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК от 22 июня 1927 г. Но эти акты не обеспечивают четкого регулирования таких важных вопросов, как момент возникновения права на фирму, содержание данного права и его защита, отчуждение фирмы, не предусматривают механизм предварительной проверки фирменного наименования на неповторяемость и возможность отказа в создании юридического лица по причине идентичности наименования с уже существующим субъектом гражданских правоотношений. Указанные акты касаются лишь следующих вопросов. В соответствии со ст. 8 Парижской конвенции фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации, согласно же п. 11 Положения о фирме обладатель права на фирменное наименование может требовать прекращения пользования тождественным или сходным наименованием со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, так как у него право на данное фирменное наименование возникло ранее. Однако приведенные положения не позволяют устранить причинение ущерба, не допустить возможность "проникновения" в сферу хозяйственных отношений субъекта, способного ввести в заблуждение потребителей или причинить ущерб другим субъектам. В связи с этим заслуживает внимания порядок регулирования использования фирменного наименования, действовавший на территории города Москвы до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с п. 5.5 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" уполномоченным регистрирующим органом осуществлялся контроль, целью которого было не допустить дублирование фирменного наименования юридических лиц в границах города. При этом под "дублированием фирменных наименований юридических лиц" понималось полное совпадение слов, их порядка в наименовании с учетом знаков препинания. Дублирование чужого фирменного наименования служило причиной отказа в государственной регистрации юридического лица. При проведении проверки на неповторяемость наименований лицу, подавшему запрос, выдавалась выписка из Московского регистрационного реестра <*>, которая подтверждала, что на момент проверки конкретное наименование не совпадало с наименованием юридических лиц, содержащихся в данном реестре. Это наименование "резервировалось" на два месяца. Если же в реестре уже были сведения об организации с идентичным наименованием, выдавалась выписка о наличии в реестре аналогичного наименования, и в таком случае регистрирующий орган отказывал организации в регистрации. -------------------------------- <*> См., напр.: Выписка из Московского регистрационного реестра о проверке наименования на неповторяемость N 10073410 от 27.09.01.
Аналогичный порядок целесообразно предусмотреть в упомянутом федеральном законе "О регистрации и использовании фирменного наименования юридического лица", разработать и принять который необходимо в кратчайшие сроки, поскольку сейчас нет законодательных оснований для отказа в государственной регистрации в связи с тем, что организация с таким наименованием уже существует. В отношении уже созданных организаций с одинаковыми наименованиями вопрос можно решить либо путем внесения в названия этих организаций каких-нибудь отличающих символов или слов, либо путем полного изменения их названия (конечно же, с соблюдением всех требований законодательства). В настоящее время все большей популярностью пользуется такой способ защиты фирменных наименований (в контексте проблемы их повторяемости), как регистрация товарного знака, включающего это фирменное наименование, однако его вряд ли можно считать надежным, и вот почему. В соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. Следовательно, регистрация товарного знака возможна только после государственной регистрации юридического лица, а стало быть, регистрация товарного знака не исключает возможность наличия субъектов с идентичными наименованиями, т. е. она не позволяет предотвратить, а лишь устраняет уже существующее нарушение чужого права. Допустим, даже если законодательно предоставить возможность учредителям будущего юридического лица одновременно обратиться за регистрацией товарного знака, то и это не решит проблемы, а лишь затруднит регистрацию самого юридического лица. Во-первых, экспертиза заявки на регистрацию товарного знака включает в себя несколько этапов (формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения), что занимает определенное время (несколько месяцев). Во-вторых, регистрацию товарного знака и юридического лица осуществляют различные органы, и, значит, предоставление такой возможности усложнит процедуру создания юридического лица. Между тем выход из создавшейся ситуации есть. Целесообразно было бы наряду с законодательным закреплением обязанности регистрирующего органа осуществлять предварительную проверку наименования создаваемого юридического лица, в ходе экспертизы документов обязать учредителей самим предварительно проверить в Роспатенте выбранное наименование на предмет его неповторяемости и после внесения сведений о создаваемом юридическом лице в ЕГРЮЛ зарегистрировать товарный знак, включающий это фирменное наименование. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Она осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Огромное значение имеет вопрос о том, какой должен быть указан адрес как место нахождения (ранее - юридический адрес) будущего субъекта права, поскольку именно по этому месту предъявляется иск к юридическому лицу (ст. 28 ГПК РФ). Ранее в соответствии с п. 21 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" местом нахождения юридического лица считалось место нахождения его органов. Но Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определил таковым место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии - место нахождения органа или лица, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица. Все это привело к тому, что множество организаций регистрируются по одному и тому же адресу, но вряд ли все они действительно там находятся. Это подтверждает эксперимент, проведенный осенью 2000 г. Управлением МНС России по городу Москве (Приказ от 25 августа 2000 г. N 121) <*>. При постановке вновь созданных юридических лиц на налоговый учет сотрудники налоговых инспекций по административным округам Москвы проводили предварительные выездные проверки с целью подтвердить адреса места нахождения организаций. В результате только двумя инспекциями за месяц было выявлено 56% случаев, когда регистрация была осуществлена по несуществующему адресу. На практике это выливается в проблему поиска таких организаций, на что порой уходит немало сил и времени. -------------------------------- <*> Приказ Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 25.08.00 N 121 "О проведении эксперимента по постановке на учет субъектов предпринимательской деятельности в инспекциях МНС России по административным округам г. Москвы с предварительной проверкой" // Налоги. 2000. N 36.
Савеловский межмуниципальный (районный) народный суд Москвы 14 июня 2001 г. вынес заочное решение N 2-2218-а/01 по иску Любченко В. П. и Л. В. к МАТК "Русавиа" о возмещении ущерба. В этом решении отмечено, что "представитель МАТК "Русавиа" в судебное заседание не явился, о дне слушанья дела извещен ПО ВСЕМ ИЗВЕСТНЫМ СУДУ МЕСТАМ НАХОЖДЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПО МЕСТУ РЕГИСТРАЦИИ" (выделено нами. - И. З.). Такая оговорка сделана не случайно, она означает, что судом были направлены повестки по различным адресам (указанным на авиабилетах, в договоре о туристическом обслуживании, по адресам, предоставленным по запросу Московской регистрационной палатой и налоговой инспекцией), но нигде данную организацию не обнаружили. В конце концов совершенно случайно удалось-таки найти новый адрес, по которому можно было связаться с этой организацией. В современных условиях указание юридического адреса в учредительных документах юридического лица диктуется прежде всего необходимостью осуществлять с ним связь. По-видимому, именно эту цель преследовал упомянутый ранее Закон г. Москвы, предусмотрев в п. 5.6 возможность для юридических лиц, учрежденных физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданных не на основе аренды или выкупа государственного (муниципального) имущества, в качестве адреса места нахождения указывать место жительства учредителей. Однако по этому поводу С. Э. Жилинский отмечал: "Деловая активность предпринимательских организаций непосредственно в жилом секторе, рядом с гражданами - нанимателями, арендаторами и собственниками соседних квартир, вызывала многочисленные жалобы со стороны последних... Поэтому в качестве адреса надлежит указывать помещение, которое было бы нежилым" <*>. На это можно возразить. Нередки случаи, когда одно или несколько физических лиц выступают учредителем юридического лица, деятельность которого осуществляется не по месту нахождения его исполнительных органов. Например, планируется открыть торговую точку или мастерскую мелкого ремонта. Совершенно очевидно, что по ряду объективных причин они могут переезжать из одного помещения в другое, и если предоставить возможность данному юридическому лицу указывать в учредительных документах домашний адрес одного из учредителей, то связь с этим лицом не будет потеряна, но главное, отпадет необходимость регистрировать организацию по несуществующему адресу. -------------------------------- <*> См.: Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1997. С. 104.
Интересно, что МНС России допускает наличие как "юридического", так и "фактического" адреса у юридического лица, который заявитель может указать соответственно в п. 3 и 4 заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (см. приложение N 2 к Приказу от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309) <*>. Именно для избежания подобной путаницы и совершенствования процесса создания юридических лиц целесообразно позаимствовать опыт московского законодательства и установить на федеральном уровне возможность юридическим лицам, отвечающим ряду дополнительных условий (например, учредители только физические лица и т. п.), в качестве адреса места нахождения указывать домашний адрес учредителя. -------------------------------- <*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 1.
Завершая рассмотрение данного вопроса, следует подчеркнуть, что в соответствии с действующим законодательством юридическое лицо или же иной орган (например, руководитель) либо лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, обязаны находиться по тому адресу, который указан в качестве адреса места нахождения. При выявлении несоответствия "юридического" и "фактического" адресов уполномоченный орган выдаст предписание о внесении соответствующих изменений в документацию юридического лица и осуществлении их государственной регистрации (т. е. необходимо будет произвести перерегистрацию по фактическому месту нахождения). Порядок управления деятельностью юридического лица. Состав (перечень) органов юридического лица (высший и исполнительные), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избрания определяются для различных видов юридических лиц (их организационно-правовых форм) Гражданским кодексом, специальными федеральными законами о соответствующих видах юридических лиц, иными правовыми актами и учредительными документами конкретного юридического лица. Органы юридического лица формируют и выражают его волю, и поэтому именно через них, т. е. посредством совершаемых ими действий, оно приобретает гражданские и иные права и принимает на себя обязанности. Их действия рассматриваются как действия самого юридического лица. Рассмотренные положения (т. е. организационно-правовая форма, наименование, адрес места нахождения), а также реквизиты учредителей фиксируются в решении о создании организации. Этим же решением, как правило, утверждаются и учредительные документы будущего юридического лица. Таким образом, сам процесс принятия и оформления такого решения весьма сложный и ответственный этап в структуре создания организации. Следует отметить, что хотя Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" упоминает решение о создании юридического лица как один из необходимых документов для осуществления регистрации юридического лица при его создании (п. "б" ст. 12), но ни этот Закон, ни Гражданский кодекс не указывают, каким должен быть данный документ. А поскольку каких-либо требований к форме решения не установлено, оно составляется в произвольной форме, но должно содержать все упомянутые положения. Учредительными документами юридического лица являются устав, либо учредительный договор, либо и устав и учредительный договор. Ранее было отмечено, что, приступая к созданию организации, очень важно определиться с организационно-правовой формой будущего субъекта правоотношений, так как от этого будут зависеть дальнейшие действия на подготовительном этапе. Рассмотрим основные отличительные особенности создания юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы. Хозяйственное товарищество (полное и коммандитное) действует на основании учредительного договора, заключаемого его участниками - полными товарищами. Помимо перечисленных ранее сведений учредительный договор хозяйственного товарищества в соответствии с п. 2 ст. 70 и п. 2 ст. 83 ГК РФ должен содержать положения: - о размере и составе складочного капитала товарищества; - о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; - о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; - об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; - о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками (для товарищества на вере). До государственной регистрации хозяйственного товарищества каждый полный товарищ обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества, а остальная часть должна быть внесена в сроки, установленные учредительным договором (п. 2 ст. 73 ГК РФ). Кроме того, поскольку управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, можно рекомендовать в учредительном договоре предусмотреть случаи, когда решение принимается большинством голосов. Хозяйственные общества. Прежде всего необходимо отметить, что единственным учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются устав и учредительный договор. Если общество создано одним лицом - то только устав. В этих документах помимо указанных ранее должны содержаться условия: - о размере уставного капитала общества; - о размере долей каждого из участников, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; - о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; - права и обязанности участников общества; - о порядке и последствиях выхода участника из общества; - о порядке перехода доли (ее части) в уставном капитале общества к другому лицу; - о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления информации участникам общества и другим лицам. Особое значение на подготовительном этапе создания общества с ограниченной ответственностью придается формированию уставного капитала, который в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. Размер уставного капитала должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Те же положения применяются и к обществу с дополнительной ответственностью. Следует помнить, что в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" число учредителей открытого акционерного общества не ограничено, количество же учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти. Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, в котором должны быть определены порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер его уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Важно подчеркнуть, что этот договор не является учредительным документом общества. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утверждаемый акционерами. В нем наряду с общими для всех юридических лиц сведениями должно быть указано: - тип общества (открытое или закрытое); - количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; - права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); - размер уставного капитала; - структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений; - порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно. Относительно вопроса формирования уставного капитала следует отметить, что минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы МРОТ. Кроме того, акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества (если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества), но при этом не менее 50% акций должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента регистрации общества. Производственные кооперативы. Сразу же отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" число членов кооператива не должно быть менее пяти. Его учредительным документом является устав, в котором помимо общих положений должны содержаться условия: - о размере паевых взносов членов кооператива; - о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; - о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; - о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; - о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; - о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. При этом член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации.
Название документа