Физические и юридические лица как субъекты международного частного права. Правовой статус физических лиц как субъектов международного частного права

(Ерпылева Н. Ю.) ("Адвокат", N 11, 2004) Текст документа

ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА <*>

Н. Ю. ЕРПЫЛЕВА

Н. Ю. Ерпылева, кандидат юридических наук (МГУ им. М. В. Ломоносова), магистр права (Лондонский университет), доцент Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Правовое положение физических лиц как субъектов международного частного права (далее - МЧП) определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено в виде законов о правовом статусе иностранных граждан, а также в виде комплекса коллизионных норм, регулирующих их право - и дееспособность. В России в настоящее время действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 30 июня 2003 г.) <*>. Соответствующие коллизионные нормы имеют трехуровневую структуру. Во-первых, в их число входят нормы гражданского законодательства, содержащиеся в разд. VI части третьей Гражданского кодекса РФ. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27. Ч. I. Ст. 2700.

Согласно ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. В соответствии со ст. 1196, 1197 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Гражданская правоспособность и гражданская дееспособность физического лица определяются его личным законом. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву. Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву (ст. 1200). Во-вторых, двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией с рядом государств, также содержат коллизионные нормы о правосубъектности физических лиц. В этом случае договорные коллизионные нормы заменяют собой национальные коллизионные нормы российского гражданского права. Например, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г. <*> указано, что дееспособность физического лица определяется в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является (п. 1 ст. 19). При признании лица ограниченно дееспособным либо недееспособным компетентен суд Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, которое должно быть признано ограниченно дееспособным либо недееспособным. Суд применяет законодательство своего государства (ст. 20). Для признания лица безвестно отсутствующим или умершим, а также установления факта смерти применяются законодательство и компетентные суды Договаривающейся Стороны, гражданином которой являлось лицо в то время, когда оно по последним сведениям было в живых (п. 1 ст. 23). -------------------------------- <*> Бюллетень международных договоров. 2002. N 5. Данный двусторонний договор вступил в силу 18 января 2002 г.

В-третьих, коллизионные нормы о правосубъектности физических лиц содержатся и в многосторонних договорах о правовой помощи. В данном случае такие нормы имеют более широкую сферу действия и применяются всеми государствами - участниками договора. Примером может служить Минская конвенция СНГ от 22 января 1993 г. <*> о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ныне действующая на территории всех государств - членов СНГ в редакции Московского протокола от 28 марта 1997 г. <**>. В Конвенции указано, что дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является. Дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (п. 1, 2 ст. 23). По делам о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным компетентен суд Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является (п. 1 ст. 24). Суд применяет законодательство своего государства. По делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц - учреждения юстиции по последнему месту жительства лица. Учреждения юстиции договаривающихся сторон применяют законодательство своего государства (п. 1, 3 ст. 25). -------------------------------- <*> Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. <**> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1997. N 2.

Когда речь идет о правовом статусе физического лица в МЧП, то под ним понимается вся совокупность правоотношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует. Тем не менее существует целый ряд групп правоотношений, имеющих наиболее важное значение и играющих решающую роль при определении статуса иностранного физического лица в каком-либо государстве. К их числу относятся трудовые, семейные и наследственные правоотношения. В их регулировании опять-таки четко просматриваются два источника: национальное законодательство и международные договоры. Прежде чем перейти к подробному анализу данных групп правоотношений, рассмотрим основные требования Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон). Закон устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ст. 4). Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории: временно пребывающие в России; временно проживающие в России; постоянно проживающие в России. В каждом из трех вышеупомянутых случаев Законом предусмотрены определенные основания и сроки нахождения иностранных граждан на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении срока действия визы или срока, установленного Законом, если на момент истечения указанных сроков он не получил разрешения на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в России принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел РФ) или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ) либо их территориальными органами. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в страну в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом МВД России, о чем делается отметка в миграционной карте (ст. 5 Закона). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: - родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; - признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, имеющих российское гражданство; - имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; - состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; - осуществившему инвестиции в Российскую Федерацию в размере, установленном Правительством РФ; - в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Территориальный орган МВД России по заявлению, поданному временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение России в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения. В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего заявления (ст. 6). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание содержатся в ст. 7 Закона, причем перечень таких оснований является исчерпывающим. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в ст. 9 Закона, причем перечень таких оснований является исчерпывающим. Наряду с положениями, регулирующими гражданский и трудовой статус иностранных граждан на территории России, Закон содержит обширные требования административно-правового характера, касающиеся порядка оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию (гл. II); регистрации иностранных граждан в Российской Федерации (гл. III); учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации (гл. IV); контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации (гл. V); применения ответственности за нарушения настоящего Закона, включая административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации (гл. VI). Перейдем к рассмотрению правового статуса иностранных граждан в трудовых, семейных и наследственных отношениях с учетом его регулирования в национальном законодательстве и международных договорах.

Трудовые отношения физических лиц в международном частном праве

Трудовые отношения иностранных граждан на территории России регулируются рядом нормативно-правовых актов, содержащих нормы прямого действия. Прежде всего, основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях предусмотрены Законом, согласно которому иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Работодателем может быть и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Заказчиком работ (услуг) может стать и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в Российской Федерации; временно проживающих в Российской Федерации; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в России, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; обучающихся в российских образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в российских образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях). Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается МВД России или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг). Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган МВД России либо непосредственно в МВД России: 1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников; 2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается МВД России или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения (Федеральная служба по труду и занятости РФ). Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается МВД России при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта (Министерство транспорта и связи РФ). Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом МВД России при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. После выезда иностранного работника из Российской Федерации указанные средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации (п. 1 - 7 ст. 18 Закона). В случае если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения Закона, МВД России или его территориальный орган могут приостановить действие выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений. В случае если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется МВД России или его территориальным органом. В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 11 - 13 ст. 18). Согласно Федеральному закону от 31 декабря 1995 г. "О государственной пошлине" (в ред. от 8 декабря 2003 г.) <*> госпошлина взимается за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства, в том числе с целью осуществления им трудовой деятельности, в размере 200 руб. (п. 8 (4) ст. 4); за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников - в размере 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (п. 8 (8) ст. 4); за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - в размере 1000 руб. (п. 8 (9) ст. 4). -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 19; 2003. N 50. Ст. 4855.

Условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории России регулируются Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 (в ред. от 5 октября 2002 г.) <*>. Согласно Положению выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за ее использованием осуществляются Федеральной миграционной службой МВД России (далее - ФМС МВД России) по предложениям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы <**>. Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (работодатели). При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения (п. 2 - 4). -------------------------------- <*> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51. Ст. 4934; СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3905. <**> Порядок утверждения квоты, ее распределения и перераспределения по субъектам Федерации определен в Постановлении Правительства РФ от 30 октября 2002 г. N 782 "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4394.

Предложения (заключения) органов исполнительной власти субъектов Федерации о привлечении работодателями иностранной рабочей силы основываются на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и подготавливаются с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации, предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условиях занятости российских граждан. Решение о выдаче разрешения принимается ФМС МВД России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение пяти дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения. Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю (п. 6 - 9). Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в ФМС МВД России сведения о заключении на основании разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками. В случае нарушения работодателями указанных в разрешении условий, а также законодательства РФ, в результате чего ущемляются права иностранных работников, ФМС МВД России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению ФМС МВД России. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано (п. 11 - 13). Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории России только при наличии подтверждения на право деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится территориальными органами ФМС МВД России по представленному работодателем ходатайству при наличии согласия иностранного гражданина. Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на российской территории, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий (п. 14 - 16). В качестве договорных норм, регулирующих трудовые отношения иностранных граждан, можно привести нормы двустороннего Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, содержащиеся в разд. 5 "Вопросы трудового права". Согласно ст. 44 стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Если работник выполняет работу на территории одной Договаривающейся Стороны на основании трудового договора с предприятием, находящимся на территории другой Договаривающейся Стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством этой Договаривающейся Стороны. По вопросам, упомянутым выше, компетентны суды Договаривающейся Стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Компетентны также суды Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет место жительства или местонахождение ответчик, равно как и на территории которой имеет место жительства или местонахождение истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Эту компетенцию стороны трудового договора могут изменить путем соглашения. К числу международных договоров в области трудовых правоотношений относятся многочисленные конвенции Международной организации труда, в которых участвует и Россия. В качестве примера можно привести Женевскую конвенцию МОТ 1947 г. об инспекции труда; Женевскую конвенцию МОТ 1978 г. о регулировании вопросов труда; Женевскую конвенцию МОТ 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде; Женевскую конвенцию МОТ 1999 г. о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Следует отметить, что наряду с международными договорами и федеральным законодательством трудовые отношения иностранных граждан могут регулироваться и нормативными правовыми актами субъектов Федерации при условии, что они не противоречат федеральному законодательству. В качестве примера можно было бы привести Закон г. Москвы от 19 сентября 2001 г. "Об учете иностранной рабочей силы в г. Москве" <*> и Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 615-ПП "О порядке привлечения и использования иностранных работников в г. Москве" (в ред. от 7 октября 2003 г.) <**>. В соответствии с Законом г. Москвы на территории Москвы действует разрешительный порядок привлечения и использования работодателями иностранной рабочей силы. Получение разрешительных документов на право трудовой деятельности в г. Москве обязательно для иностранных работников следующих категорий: -------------------------------- <*> Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 1. Ст. 205. <**> Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 45, 59.

- работающих на условиях найма по трудовому договору (контракту) с российскими и иностранными юридическими лицами, отдельными российскими и иностранными физическими лицами; - нанимаемых отдельными российскими, иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории России, для использования их труда в личном хозяйстве; - осуществляющих профессиональную деятельность на территории Москвы по направлению иностранных юридических лиц, реализующих конкретные проекты на основе заключенных договоров и контрактов. Обязательный порядок оформления разрешительных документов на право трудовой деятельности в г. Москве не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством РФ: официально признаны беженцами; постоянно проживают на территории России; получили убежище на территории России; подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание. Также указанный порядок не применяется к иностранным гражданам: работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Москвы; деятелям науки и культуры, работающим на территории Москвы в учреждениях, созданных в соответствии с российскими межгосударственными соглашениями; религиозным деятелям, осуществляющим свою профессиональную деятельность в официально зарегистрированных на территории Москвы религиозных организациях и обществах; корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации; студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования; лекторам и инструкторам, приглашенным для чтения лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся на территории Москвы; командированным работникам для проведения монтажа (шеф-монтажа) технологического оборудования, поставляемого иностранными юридическими лицами; лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами, а также нормативными правовыми актами РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, предполагающие осуществлять на территории Москвы трудовую деятельность, но не попадающие в категории иностранных работников, указанные выше, встают на учет в органе исполнительной власти г. Москвы, уполномоченном правительством Москвы на осуществление такого учета. Документом, подтверждающим факт постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет в качестве иностранного работника, является свидетельство о постановке на учет. Свидетельство может быть оформлено на срок до одного года. Плата за оформление и выдачу свидетельства не взимается (ст. 5, 6 Закона г. Москвы).

Семейные отношения физических лиц в международном частном праве

Коллизионные нормы в области международного семейного права содержатся в разд. VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" Семейного кодекса РФ <*>. Данная группа коллизионных норм применяется к широкому кругу семейных отношений, касающихся заключения брака (ст. 156, 157); признания браков, заключенных за пределами Российской Федерации (ст. 158); недействительности брака (ст. 159); расторжения брака (ст. 160); личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов (ст. 161); установления и оспаривания отцовства (ст. 162); прав и обязанностей родителей и детей (ст. 163); алиментных обязательств совершеннолетних детей и других членов семьи (ст. 164); усыновления (ст. 165). Те же вопросы регулируются как двусторонними, так и многосторонними договорами о правовой помощи (например, ст. 24 - 33 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша; ст. 26 - 37 Минской конвенции СНГ). Для сравнения приведем коллизионные нормы, касающиеся заключения браков, личных и имущественных отношений супругов, правоотношений родителей и детей. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2000. N 2. Ст. 153.

Правовой статус брака в МЧП регулируется следующим образом. Согласно Семейному кодексу РФ форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ. Условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РФ определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства (ст. 156). Согласно Договору между Россией и Польшей условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является. Кроме того, соблюдается законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака. Форма заключения брака определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак (ст. 24). Согласно Минской конвенции СНГ условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак (ст. 26). Правовой статус отношений супругов в МЧП регулируется следующим образом. Согласно Семейному кодексу РФ личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации российским законодательством. При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. В случае если супруги не избрали подлежащее применению законодательство, к брачному договору или к их соглашению об уплате алиментов применяются вышеуказанные положения (ст. 161). Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Польша личные и имущественные отношения супругов определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют место жительства. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны, то их личные и имущественные отношения определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй - гражданином другой Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, суд которой рассматривает дело. По делам о личных и имущественных отношениях супругов компетентны суды Договаривающейся Стороны, на территории которой супруги имеют место жительства. Если при этом супруги являются гражданами другой Договаривающейся Стороны, компетентны также суды этой Договаривающейся Стороны. В случае раздельного проживания супругов компетентны суды Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй - гражданином другой Договаривающейся Стороны, компетентны суды обеих договаривающихся сторон (ст. 25). Согласно Минской конвенции СНГ личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное место жительства. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй - другой Договаривающейся Стороны и один из них проживает на территории одной, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное место жительства. Если супруги не имели совместного жительства на территориях договаривающихся сторон, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело. Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. По делам о личных и имущественных правоотношениях супругов компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению (ст. 27). Правовой статус отношений родителей и детей в МЧП регулируется следующим образом. Согласно Семейному кодексу РФ права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок (ст. 163). Согласно Договору между Россией и Польшей правоотношения между родителями и детьми определяются законодательством той Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное место жительства. Если место жительства кого-либо из родителей и детей находится на территории другой Договаривающейся Стороны, то правоотношения между ними определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок. В данных вопросах компетентны как учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, так и учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой ребенок проживает (ст. 28). Согласно Минской конвенции СНГ правоотношения родителей и детей определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживают дети. По делам о взыскании алиментов с совершеннолетних детей применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет место жительства лицо, претендующее на получение алиментов. По делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению (ст. 32). Помимо коллизионных норм семейные правоотношения с иностранным элементом регулируются и унифицированными материальными нормами, содержащимися в различного рода международных договорах. В качестве примера можно было бы привести Московское соглашение СНГ от 9 сентября 1994 г. о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов. Данное соглашение носит смешанный характер, так как наряду с материально-правовыми нормами содержит и ряд коллизионно-правовых норм. Соглашение распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодательством. Каждая из сторон на своей территории не будет устанавливать какие-либо ограничения по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицам, имеющим детей. Гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (ст. 2, 3). Стороны признают и обеспечивают исполнение судебных решений по алиментным делам. Стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по алиментам физическим лицам, по социальным пособиям и компенсационным выплатам семьям с детьми, постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и учреждения почтовой связи. Перевод денежных средств по алиментам и другим компенсационным выплатам семьям с детьми осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам (ст. 6, 7). В целях реализации настоящего Соглашения стороны будут: проводить политику сближения национального законодательства путем сотрудничества; информировать друг друга о действующем в их государствах социальном законодательстве и его изменениях, в том числе через Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения. Документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной стороны по установленной форме, или их заверенные копии принимаются на территории другой стороны без легализации (ст. 9).

Наследственные отношения физических лиц в международном частном праве

Основные коллизионные нормы в области наследования закреплены в ст. 1224 части третьей ГК РФ. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву. Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права (п. 1 - 2). Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Польша правовые отношения в области наследования движимого имущества регулируются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Правовые отношения в области наследования недвижимого имущества регулируются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. Вопрос о том, какое наследственное имущество следует считать движимым, а какое недвижимым, решается в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество (ст. 39). Если согласно применимому законодательству Договаривающейся Стороны наследником является государство, то движимое имущество переходит в собственность Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти, а недвижимое имущество переходит в собственность Договаривающейся Стороны, на территории которой оно находится (ст. 40). Способность составлять или отменять завещание, равно как и правовые последствия недостатков волеизъявления, определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания. Форма составления или отмены завещания определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент составления или отмены завещания. Однако достаточно соблюдения законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой было составлено или отменено завещание (ст. 41). По вопросам наследования движимого имущества компетентны органы Договаривающейся Стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. По вопросам наследования недвижимого имущества компетентны органы Договаривающейся Стороны, на территории которой это имущество находится. Если все движимое имущество, оставшееся после смерти гражданина одной Договаривающейся Стороны, находится на территории другой Договаривающейся Стороны, то по ходатайству наследника, если с этим согласны все известные наследники, производство по делу о наследовании ведет орган этой Договаривающейся Стороны (ст. 42). Завещание вскрывает (оглашает) орган Договаривающейся Стороны, на территории которой находится завещание. Копия завещания и протокола о вскрытии (оглашении) завещания пересылается органу, компетентному вести дело о наследовании (ст. 43). Согласно Минской конвенции СНГ граждане каждой из договаривающихся сторон могут наследовать на территориях других договаривающихся сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны (ст. 44). Право наследования имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество (ст. 45). Если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит договаривающейся стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит договаривающейся стороне, на территории которой оно находится (ст. 46). Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления (ст. 47). Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество (ст. 48). В МЧП не получили широкого развития унифицированные материально-правовые нормы, регулирующие наследственные отношения. Международная унификация коснулась в основном коллизионных норм. В качестве таковой на универсальной основе можно привести Гаагскую конвенцию 1961 г. о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений. Эта Конвенция принята в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Россия в ней участия не принимает. В соответствии с Конвенцией завещательное распоряжение является действительным в том, что касается формы, если его форма соответствует внутреннему законодательству: - места, где завещатель сделал его; - гражданства, которое имел завещатель либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти; - места, в котором завещатель имел свой домициль либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти; - обычного места жительства завещателя либо во время, когда он сделал распоряжение, либо во время его смерти; - когда речь идет о недвижимости, места ее нахождения. Вопрос о том, имел ли завещатель свой домициль в данном месте, определяется правом этого места (ст. 1 Конвенции). Любые предписания, ограничивающие допускаемые формы завещательных распоряжений и относящиеся к возрасту, гражданству или иным личным качествам завещателя, считаются относящимися к вопросам формы. То же правило применяется к качествам, которыми должны обладать свидетели, необходимые для действительности завещательного распоряжения (ст. 5). Применение коллизионных норм, установленных в Конвенции, не зависит от каких-либо требований взаимности. Конвенция применяется, даже если гражданство заинтересованных лиц или право, подлежащее применению, не является гражданством или правом Договаривающегося Государства (ст. 6).

Название документа