Заказ государственного унитарного предприятия на поставку товаров для государственных нужд был размещен путем проведения торгов в форме аукциона. При проведении аукциона в конкурсной документации, в документах об аукционе была установлена начальная (максимальная) цена контракта с учетом НДС. ГУП с победителем аукциона (ООО) заключило государственный контракт по цене победителя аукциона (с учетом НДС). После этого данное ООО представило документ о применении им упрощенной системы налогообложения. Нужно ли в связи с этим уменьшать сумму государственного контракта с данным ООО на сумму НДС?

Ответ: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. Часть 1 ст. 32 Закона определяет, что под аукционом на право заключить государственный контракт подразумеваются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта, за исключением случаев, установленных ч. 6.1 и 6.2 ст. 37 данного Закона.

Статья 9 Закона предусматривает следующее:

- под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных нужд (ч. 1);

- государственный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений данного Закона (ч. 2);

- заказ признается размещенным со дня заключения государственного контракта, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 данного Закона, - со дня заключения иных гражданско-правовых договоров (ч. 4).

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного контракта, предмета и существенных условий государственного контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, как и подписание государственного контракта.

Из п. 5 ч. 4 ст. 22 Закона следует, что конкурсная документация должна содержать порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Пункт 4.1 ч. 4 ст. 34 дополняет, что документация об аукционе, помимо сведений, предусмотренных п. 5 ч. 4 ст. 22 данного Закона, должна содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).

В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.

Часть 4.1 ст. 9 Закона указывает, что цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 данного Закона, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 данной статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 данного Закона. Цена государственного контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного контракта (данное предложение введено Федеральным законом от 30.12.2008 N 308-ФЗ и действует с 01.01.2009).

В Письме Минэкономразвития России от 27.04.2009 N Д05-2084 разъяснено, что предусмотренная ч. 4.1 ст. 9 Закона норма о возможности снижения цены государственного контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного контракта распространяется на все государственные контракты, заключенные в соответствии с положениями Закона.

Таким образом, Закон позволяет сторонам государственного контракта по взаимному соглашению уменьшить его цену, при этом перечень оснований уменьшения цены не ограничен. Поэтому, по нашему мнению, стороны государственного контракта вправе снизить его цену по взаимному соглашению на сумму НДС, заключив дополнительное соглашение к государственному контракту.

В. В.Никитин

Консалтинговая группа "Аюдар"

26.05.2010